28.11.2023

Русское афонское общество полтавченко. Георгий Полтавченко: православный Чекист


В Интернете открылся сайт Региональной общественной организации «Русское афонское общество» www.afonru.ru

Как говорится на первой странице сайта, Общество, созданное в сентябре 2005 года, «объединило людей, неравнодушных к судьбе России», стремящихся «сохранить переданные нам поколениями наших предков православные и культурные ценности, играющие основополагающую роль в духовном развитии личности и общества в целом». Неслучайно поэтому на первой странице сайта посетитель увидит призыв «Русского афонского общества» к гражданам и организациям России начать сбор пожертвований на восстановление находящейся в Суздале усыпальницы князя Дмитрия Михайловича Пожарского - национального героя, спасителя России от польских интервентов в 1611-1613 гг.

«Русское афонское общество» развивает связи с монашескими общинами Святой Горы Афон, помогает в восстановлении монастырей и церквей как на Афоне, так и в России. В настоящее время, например, на средства, пожертвованные частными благотворителями и некоторыми коммерческими структурами, Общество восстанавливает ряд объектов на территории Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря и в других афонских обителях.

Среди задач Общества духовно-нравственное просвещение населения России через ознакомление с обычаями, традициями и историей православной культуры. «Русское афонское общество» осуществляет также благотворительную деятельность, направленную на поддержку православных людей, нуждающихся в помощи.

Посетители сайта «Русского афонского общества» смогут подробнее узнать об истории его создания, о проектах, которые уже осуществлены Обществом или находятся в стадии реализации, и о том, как стать членом Общества.

Этим летом исполняется год губернаторству Георгия Полтавченко. В Петербурге ходит шутка: город под пятой Святого Афона.

В отличие от уроженки украинской Шепетовки Валентины Матвиенко, Полтавченко - свой, петербургский человек. Синий плащ-пыльник, шоферская фуражка, лишнего не говорит. Это все городу нравится. Принципиальная неяркость - наш стиль. За неяркость в свое время горожане так прониклись к губернатору Владимиру Яковлеву, что даже не дали Москве переизбрать его на выборах. Его заменили на Матвиенко сложным гамбитом - вместо выборов Владимир Анатольевич пошел в строительные вице-премьеры.

Полтавченко почти не дает интервью, у него нет своей передачи на телевидении. Про него известно немного: 59 лет, сын парторга Северо-Западного речного пароходства и директора Центральных касс аэропорта. Окончил институт авиационного приборостроения, диплом писал о скафандре. Производство, райком партии, служба в КГБ, представитель президента в Центральном федеральном округе. В Питере Георгия Сереевича успели подзабыть.

За год работы в Смольном Полтавченко убрал всю команду Матвиенко и заменил ее на людей из "Русского афонского общества". Это мало доселе известная православная организация. Ее членами "могут быть лица, достигшие 18 лет, совершившие паломничество на Святую гору Афон, разделяющие уставные цели общества, ведущие достойный образ жизни".

В середине октября вместо Аллы Маниловой вице-губернатором Петербурга, отвечающим за культуру и СМИ, был назначен бывший заместитель Георгия Полтавченко в Москве, челябинский бизнесмен Василий Кичеджи - активный "афонец".

А 9 ноября вместо Михаила Осеевского еще одним вице-губернатором Петербурга стал бывший офицер-десантник Игорь Дивинский - исполнительный директор "Русского афонского общества".

Ответственный пост главы Государственной инспекции охраны памятников оказался у Александра Макарова - генерал-лейтенанта ФСБ, бывшего помощника Полтавченко, выпускника МАРХИ.

Иван Громов, сын еще одного "афонца" - Алексея Громова, заместителя Полтавченко в ЦФО, возглавил комитет по информатизации.

И даже не отличавшийся доселе особой религиозностью начальник управления культуры режиссер Дмитрий Месхиев, сообщил, что принял нынешний пост исключительно с благословения своего духовника.

В Смольном теперь иконостасы, перерывы на молитву. Полтавченко и Дивинский недавно в очередной раз слетали на Афон. Макаров предложил передать Исаакиевский собор (там сейчас музей) церкви.

Любопытно, что по сведениям slon.ru, сын губернатора, Алексей Полтавченко, 26 лет, c 2010 года работает директором по развитию в России и СНГ тесно связанной с Афоном греческой строительной компании Aktor, которая в январе 2011 года выиграла крупный концессионный проект в Петербурге по строительству мусороперерабатывающего завода. Проект будет реализовываться по принципу частно-государственного партнерства.

Кроме того, способному потомку губернатора принадлежат 50 процентов ООО "Алексеевские хлебные заводы", а также доля в ООО "ЭТИКА и Ко", которой, в свою очередь, принадлежит 50 процентов ООО "Бик-Велл". В 2009 году ООО "Бик-Велл" выиграло тендер ОАО "Газпром" на строительство разведочных скважин Чаяндинского нефтегазоконденсатного месторождения. Он же собственник 10 процентов ООО "Эстейт и Ко - посреднические услуги при покупке, продаже и аренде нежилого недвижимого имущества. Во владении Полтавчеко-младшего 30 процентов ЗАО "Биржа грузоперевозок", 40 процентов ООО "ПраймКом" (операции с недвижимостью), доля в ООО "Столичный Мультисервис" (ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования). Алексей Полтавченко выступил соучредителем АНО "Межотраслевой институт дополнительного профессионального образования".

Пока что опасения тех, кто боялся установления теократии в городе, не сбылись. "Афонцы" чрезвычайно осторожны и выбрали скорее тактику "неделания". Афонский монастырь - оплот исихазма. Как сообщает нам "Брокгауз и Ефрон": "Исихасты или Гезихасты, греч., мистики XIV в., среди афонских монахов XIV в., учили о существовании вечного не созданного света, который явился на горе Фаворе близ Назарета; для восприятия этого "Фаворского света" они по целым дням и ночам стояли неподвижно, вперив глаза в живот на место пупа".

Руководство Смольного губит ненужная рефлексия.

Отменены крупнейшие инвестиционные проекты задуманные Валентиной Ивановной,- Орловский тоннель под Невой и Новоадмиралтейский мост, который должен был соединить Васильевский остров с Адмиралтейским районом. Прекращено финансирование многострадальной "Газпром-арены" - главного городского стадиона. Реже стали заседания городского правительства, журналисты на них больше не допускаются. Лоббисты и депутаты не могут повидаться с нужными чиновниками.

Что касается собственных проектов - тут дело движется плохо. Годичный мораторий на выделение новых участков привел к открытому недовольству мощного строительного лобби. Генерального плана застройки Петербурга как не было, так и нет.

Автомобильный кластер, возникший при Матвиенко, не оправдывает надежд. Предполагалось, что большую часть комплектующих будут выпускать местные производители. Но до сих пор фактически ведется отверточная сборка.

Наконец, переезд в Петербург штаб-квартир общенациональных компаний мог бы давать значительную подпитку бюджету. Но, согласно новому закону, нефтяники и газовики должны теперь платить налоги по месту своей основной деятельности.

В результате, по подсчетам экономистов, доходная часть бюджета города может лишиться 20 процентов поступлений.

Недовольство зреет.

Законодатели


На прошедших в декабре выборах в Законодательное собрание "Единая Россия", по официальным данным, набрала 37 процентов голосов (наблюдатели считают, что в реальности - процентов 30) и не обладает абсолютным большинством - 20 мандатов из 50. У "Справедливой России" - 12 мандатов, у КПРФ - 7, у "Яблока" - 6, у ЛДПР - 5 мандатов.

Однако на выборах единороссы успешно опробовали новую технологию - во все парламентские фракции были внедрены свои агенты влияния, голосующие заодно с партией власти. Это привело к расколу местного "Яблока" и фактическому образованию в КПРФ двух фракций.

Тем не менее авторитет ЗАКСа в городе вырос: энергичные оппозиционеры Алексей Ковалев, Борис Вишневский, Максим Резник не только участвуют в оппозиционных митингах, но и активно, и часто успешно, отстаивают интересы жителей, ущемленные строительством мансард в охраняемых зонах, вырубкой садов и парков, и т.д.

Еще важнее то, что закрытость Смольного вызывает неудовольствие и у местных единороссов. Влиятельнейший представитель строительного лобби депутат Сергей Никешин, он предложил заставить губернатора отвечать, по существу, на поставленные вопросы. "Сейчас мы не всегда получаем ответы, и запросы пишутся заново. Из-за этого мы имеем просто вал запросов",- отмечает Никешин. Он также призывает губернатора отвечать на запрос за семь рабочих дней с момента его получения.

Новые люди


В Москве в ходе "снежной революции" выдвинулись люди и до того известные, просто не принимавшие прямого участия в политике: Быков, Собчак, Навальный, Парфенов, Акунин. В Петербурге своих медийных фигур немного - когда-то федеральный, петербургский 5-й канал с 2008 года принадлежит москвичам и передает в основном фильмы и сериалы из запасников ОРТ. Юрий Шевчук на митингах не выступает, хотя и сочувствует. Гребенщиков пребывает в буддийской рефлексии. Гранин и Басилашвили - немолоды. Поэтому важнейшей частью политической активности стали новые организации, возникшие за прошедшие бурные месяцы. Прежде всего это "Наблюдатели Петербурга" - организация, созданная перед декабрьскими выборами и насчитывавшая перед президентскими 3,5 тысячи активных участников. Координатор и идеолог - Александра Крыленкова (в мирной жизни у нее двое детей, муж программист и бизнес по изготовлению букетов из шоколада). С апреля "Наблюдатели" зарегистрированы как общественное движение и намерены наблюдать за выборами в муниципалитеты, готовить будущих муниципальных депутатов, следить за расходованием бюджетных денег, защищать парки и исторические здания.

Активен уже упоминавшийся "Живой город", возглавляемый Юлией Минутиной.

Любой замысел властей, угрожающий гражданам, встречает решительный и немедленный отпор. Дмитрий Месхиев вынужден был отказаться от создания на месте "Ленфильма" кинофабрики - из-за протеста кинематографистов, ведомых Александром Сокуровым и Алексеем Германом. Театральные критики и артисты сорвали задуманную им же театральную реформу. Заручившиеся всеми необходимыми бумагами, застройщики вынуждены убираться с полюбившихся им "пятен" на зеленых насаждениях.

Региональная общественная организация (РОО) "Русское афонское общество" создана в сентябре 2005 года, почти сразу после того, как Владимир Путин впервые посетил православные святыни Афона. По уставу, который со времени основания организации, судя по официальному сайту, не менялся, РОО действует на территории Москвы. Впрочем, заявлено: "Планируется реорганизация общества во Всероссийскую общественную организацию". Это легко объяснимо: попечительский совет организации возглавляет Георгий Полтавченко, который в 2005 году обитал в Москве, а ныне живет в Санкт-Петербурге, где работает губернатором. Цель РОО "Русское афонское общество" - "сохранение культурных православных ценностей, играющих основополагающую роль в духовном развитии личности и общества в целом". Среди основных направлений деятельности значится "развитие и укрепление связей с монашескими общинами Святой горы Афон". Афонцы (так называют членов общества) организовали "командировки" в Россию мощей Марии Магдалины и мощей святого великомученика Дмитрия Солунского. На счету РОО несколько десятков отреставрированных монашеских келий и монастырей, реконструированная больница Свято-Пантелеимонова монастыря, сбор пожертвований на восстановление Троицкого собора Лейб-гвардии Измайловского полка в Питере, финансирование строительства дома престарелых при храме Архистратига Божия Михаила в Токсово. Заметным проектом афонцев стал памятник князю Дмитрию Пожарскому в суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре.

Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/1967590

Лев ЛУРЬЕ

Паломничество в Санкт-Петербург
город под пятой Святого Афона.

Лев Лурье - о первом годе губернаторства Георгия Полтавченко

Этим летом исполняется год губернаторству Георгия Полтавченко. В Петербурге ходит шутка: город под пятой Святого Афона. Что имеют в виду питерские жители и как они сейчас смотрят на местную власть?


Лев Лурье


Довлатов пишет: "Ленинград обладает мучительным комплексом духовного центра, несколько ущемленного в своих административных правах. Сочетание неполноценности и превосходства делает его весьма язвительным господином".

В Петербурге власть привычно и спокойно не уважают. Никогда в городе не было и не могло быть губернатора, популярного как в свое время Лужков в Москве. Начиная с 1989 года любая власть получала в городе относительно плохие электоральные результаты. Объясняется это просто — город невеселый, северный, вечно ревнующий к Москве. Что называется, overeducated: много читали, думали, ходили в музеи, а в деньги это никак не конвертируется. Здесь по-настоящему не готовы протестовать ни из-за маленькой зарплаты, ни против плохой политики. Петербуржцы ценят свой печальный город и именно, и только за него готовы к коллективным действиям.

В Ленинграде не было и не могло быть диссидентов: всякого выражавшего открытое несогласие с властью немедленно сажали. Поэтому попытки Дмитрия Лихачева вступиться за панораму Невы, на берегу которой строили отвратительную советскую гостиницу "Ленинград", и Екатерининский парк Царского Села вызвали у местной власти несимметричный ответ. В ответ на "Над двумя горизонтальными линиями — энергичной и абсолютно правильной линией стыка воды и суши и второй, менее резкой, верха набережных — возвышается более слабая, размытая полоса приставленных друг к другу домов, созданных по многократно возобновлявшимся требованиям строить "не выше Зимнего"" академика избили и попытались поджечь его квартиру.

Но Лихачева в городе потому и ценили, что он вступался за главное петербургское достояние: для нас 15 тысяч домов, построенных до 1914 года, все равно, что нефть для Сургута или лоза для Кахетии. Консенсус: забирайте себе столичный статус, Анатолия Чубайса, Ивана Урганта, Анастасию Волочкову и Михаила Пореченкова, но город портить не надо.

Перестройка началась в Ленинграде весной 1987 года массовой демонстрацией против сноса гостиницы "Англетер". Едва ли не первой легализовавшейся ячейкой гражданского общества стала группа "Спасение" под руководством харизматичного Алексея Ковалева, депутата всех созывов ЗАКСа, главного борца против разрушения старого города.

Как сняли Матвиенко


Когда в 2006 году "Газпром" и Валентина Матвиенко решили построить "Газоскреб" — гигантскую башню на Охте (а было это еще до кризиса), город взбунтовался. Вождем масс стала абсолютно неизвестная до той поры молоденькая учительница литературы Юлия Минутина. Увидев новодел на Невском проспекте — уродливое навершие универмага "Стокманн", она создала "В контакте" организацию под названием "Живой город". Минутина и ее сотоварищи организовали для борьбы с Башней сайт "SOS — Петербург", где против строительства башни выступило 30 тысяч горожан (включая Эдиту Пьеху, Елену Образцову, Светлану Крючкову, Игоря Скляра, Дуню Смирнову, Олега Басилашвили). Отдельно протестовали Борис Гребенщиков, Юрий Шевчук и Михаил Пиотровский. На стороне Смольного оказались Михаил Боярский, Сергей Мигицко, Валерий Гергиев, Дмитрий Месхиев.

Между тем еще один скандал вспыхнул из-за строительства на Васильевском острове делового центра "Финансист", убившего один из лучших видов России: с Троицкого моста и Невы над Биржей виднелся уродливый параллелепипед. Фотография этого безобразия появилась на fontanka.ru, самом многотиражном и влиятельном петербургском СМИ. Скандал дошел до Москвы. По городским слухам, в историю вмешалась Светлана Медведева. Так или иначе, но власть приняла беспрецедентное решение — два верхних этажа "Финансиста" снесли.

Это решение показало, что власть не монолитна и идет на уступки. 10 октября 2009 года у Дворца спорта "Юбилейный" состоялся митинг против постройки небоскреба "Охта-центр". Пришло, вероятно, тысячи 3 человек, столько митинги не собирали с середины 1990-х.

В 2009-2010 годах в городе случилась суровая зима. Многие, пережившие блокаду, сравнивали ее со знаменитой зимой 1941-1942 годов. На прохожих падали сосульки, лед не скалывался, начались протечки, были человеческие жертвы. Меж тем Валентина Ивановна проводила рождественские каникулы в Швейцарии, а вслед за ней устремились и другие обитатели Смольного. Город был предоставлен сам себе.

Зима 2010 года доказала полную недееспособность петербургской системы ЖКХ. Обильные снегопады, чередование сильных морозов и оттепелей парализовали работу коммунальных служб. Тысячи квартир в Петербурге подверглись протечкам и затоплению.

1 мая 2010 года состоялся митинг "За отставку Валентины Матвиенко". Организован сайт http://piter-bez-matvienko.ru, и к осени там уже было 40 тысяч подписей с энергичными комментариями.

Растерянная Матвиенко решилась хоть в чем-то уступить. Башню "Газпрома" отказались строить. Создали общественный градостроительный совет при губернаторе, куда вошли Александр Сокуров и Юлия Минутина.

Но тут грянула такая же трагическая следующая зима 2010-2011 годов. В марте 2010 года студент 3-го курса факультета социологии СПбГУ Федор Горожанко запустил сайт "Заливает СПб" с интерактивной картой. Сайт фиксирует протекающие крыши, приписки при их ремонте и беспомощность ЖКХ. Жалкие попытки оправдаться, знаменитая идея "срезать сосули лазером" приводят к полной дискредитации власти. Между тем впереди выборы. И вот в Петербурге появляется новый градоначальник — Георгий Полтавченко.

Петербуржцы обрели веру в собственные силы: именно они остановили "Газпром" и сменили губернатора.

Православные чекисты


В отличие от уроженки украинской Шепетовки Валентины Матвиенко, Полтавченко — свой, петербургский человек. Синий плащ-пыльник, шоферская фуражка, лишнего не говорит. Это все городу нравится. Принципиальная неяркость — наш стиль. За неяркость в свое время горожане так прониклись к губернатору Владимиру Яковлеву, что даже не дали Москве переизбрать его на выборах. Его заменили на Матвиенко сложным гамбитом — вместо выборов Владимир Анатольевич пошел в строительные вице-премьеры.

Полтавченко почти не дает интервью, у него нет своей передачи на телевидении. Про него известно немного: 59 лет, сын парторга Северо-Западного речного пароходства и директора Центральных касс аэропорта. Окончил институт авиационного приборостроения, диплом писал о скафандре. Производство, райком партии, служба в КГБ, представитель президента в Центральном федеральном округе. В Питере Георгия Сереевича успели подзабыть.

За год работы в Смольном Полтавченко убрал всю команду Матвиенко и заменил ее на людей из "Русского афонского общества". Это мало доселе известная православная организация. Ее членами "могут быть лица, достигшие 18 лет, совершившие паломничество на Святую гору Афон, разделяющие уставные цели общества, ведущие достойный образ жизни".

В середине октября вместо Аллы Маниловой вице-губернатором Петербурга, отвечающим за культуру и СМИ, был назначен бывший заместитель Георгия Полтавченко в Москве, челябинский бизнесмен Василий Кичеджи — активный "афонец".

А 9 ноября вместо Михаила Осеевского еще одним вице-губернатором Петербурга стал бывший офицер-десантник Игорь Дивинский — исполнительный директор "Русского афонского общества".

Ответственный пост главы Государственной инспекции охраны памятников оказался у Александра Макарова — генерал-лейтенанта ФСБ, бывшего помощника Полтавченко, выпускника МАРХИ.

Иван Громов, сын еще одного "афонца" — Алексея Громова, заместителя Полтавченко в ЦФО, возглавил комитет по информатизации.

И даже не отличавшийся доселе особой религиозностью начальник управления культуры режиссер Дмитрий Месхиев, сообщил, что принял нынешний пост исключительно с благословения своего духовника.

В Смольном теперь иконостасы, перерывы на молитву. Полтавченко и Дивинский недавно в очередной раз слетали на Афон. Макаров предложил передать Исаакиевский собор (там сейчас музей) церкви.

Любопытно, что по сведениям slon.ru, сын губернатора, Алексей Полтавченко, 26 лет, c 2010 года работает директором по развитию в России и СНГ тесно связанной с Афоном греческой строительной компании Aktor , которая в январе 2011 года выиграла крупный концессионный проект в Петербурге по строительству мусороперерабатывающего завода. Проект будет реализовываться по принципу частно-государственного партнерства.

Кроме того, способному потомку губернатора принадлежат 50 процентов ООО "Алексеевские хлебные заводы", а также доля в ООО "ЭТИКА и Ко" , которой, в свою очередь, принадлежит 50 процентов ООО "Бик-Велл". В 2009 году ООО "Бик-Велл" выиграло тендер ОАО "Газпром" на строительство разведочных скважин Чаяндинского нефтегазоконденсатного месторождения. Он же собственник 10 процентов ООО "Эстейт и Ко — посреднические услуги при покупке, продаже и аренде нежилого недвижимого имущества. Во владении Полтавчеко-младшего 30 процентов ЗАО "Биржа грузоперевозок", 40 процентов ООО "ПраймКом" (операции с недвижимостью), доля в ООО "Столичный Мультисервис" (ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования). Алексей Полтавченко выступил соучредителем АНО "Межотраслевой институт дополнительного профессионального образования" .

Пока что опасения тех, кто боялся установления теократии в городе, не сбылись. "Афонцы" чрезвычайно осторожны и выбрали скорее тактику "неделания". Афонский монастырь — оплот исихазма. Как сообщает нам "Брокгауз и Ефрон": "Исихасты или Гезихасты, греч., мистики XIV в., среди афонских монахов XIV в., учили о существовании вечного не созданного света, который явился на горе Фаворе близ Назарета; для восприятия этого "Фаворского света" они по целым дням и ночам стояли неподвижно, вперив глаза в живот на место пупа".

Руководство Смольного губит ненужная рефлексия.

Отменены крупнейшие инвестиционные проекты задуманные Валентиной Ивановной,— Орловский тоннель под Невой и Новоадмиралтейский мост, который должен был соединить Васильевский остров с Адмиралтейским районом. Прекращено финансирование многострадальной "Газпром-арены" — главного городского стадиона. Реже стали заседания городского правительства, журналисты на них больше не допускаются. Лоббисты и депутаты не могут повидаться с нужными чиновниками.

Что касается собственных проектов — тут дело движется плохо. Годичный мораторий на выделение новых участков привел к открытому недовольству мощного строительного лобби. Генерального плана застройки Петербурга как не было, так и нет.

Автомобильный кластер, возникший при Матвиенко, не оправдывает надежд. Предполагалось, что большую часть комплектующих будут выпускать местные производители. Но до сих пор фактически ведется отверточная сборка.

Наконец, переезд в Петербург штаб-квартир общенациональных компаний мог бы давать значительную подпитку бюджету. Но, согласно новому закону, нефтяники и газовики должны теперь платить налоги по месту своей основной деятельности.

В результате, по подсчетам экономистов, доходная часть бюджета города может лишиться 20 процентов поступлений.

Недовольство зреет.

Законодатели


На прошедших в декабре выборах в Законодательное собрание "Единая Россия", по официальным данным, набрала 37 процентов голосов (наблюдатели считают, что в реальности — процентов 30) и не обладает абсолютным большинством — 20 мандатов из 50. У "Справедливой России" — 12 мандатов, у КПРФ — 7, у "Яблока" — 6, у ЛДПР — 5 мандатов.

Однако на выборах единороссы успешно опробовали новую технологию — во все парламентские фракции были внедрены свои агенты влияния, голосующие заодно с партией власти. Это привело к расколу местного "Яблока" и фактическому образованию в КПРФ двух фракций.

Тем не менее авторитет ЗАКСа в городе вырос: энергичные оппозиционеры Алексей Ковалев, Борис Вишневский, Максим Резник не только участвуют в оппозиционных митингах, но и активно, и часто успешно, отстаивают интересы жителей, ущемленные строительством мансард в охраняемых зонах, вырубкой садов и парков, и т.д.

Еще важнее то, что закрытость Смольного вызывает неудовольствие и у местных единороссов. Влиятельнейший представитель строительного лобби депутат Сергей Никешин, он предложил заставить губернатора отвечать, по существу, на поставленные вопросы. "Сейчас мы не всегда получаем ответы, и запросы пишутся заново. Из-за этого мы имеем просто вал запросов",— отмечает Никешин. Он также призывает губернатора отвечать на запрос за семь рабочих дней с момента его получения.

Новые люди


В Москве в ходе "снежной революции" выдвинулись люди и до того известные, просто не принимавшие прямого участия в политике: Быков, Собчак, Навальный, Парфенов, Акунин. В Петербурге своих медийных фигур немного — когда-то федеральный, петербургский 5-й канал с 2008 года принадлежит москвичам и передает в основном фильмы и сериалы из запасников ОРТ. Юрий Шевчук на митингах не выступает, хотя и сочувствует. Гребенщиков пребывает в буддийской рефлексии. Гранин и Басилашвили — немолоды. Поэтому важнейшей частью политической активности стали новые организации, возникшие за прошедшие бурные месяцы. Прежде всего это "Наблюдатели Петербурга" — организация, созданная перед декабрьскими выборами и насчитывавшая перед президентскими 3,5 тысячи активных участников. Координатор и идеолог — Александра Крыленкова (в мирной жизни у нее двое детей, муж программист и бизнес по изготовлению букетов из шоколада). С апреля "Наблюдатели" зарегистрированы как общественное движение и намерены наблюдать за выборами в муниципалитеты, готовить будущих муниципальных депутатов, следить за расходованием бюджетных денег, защищать парки и исторические здания.

Активен уже упоминавшийся "Живой город", возглавляемый Юлией Минутиной.

Любой замысел властей, угрожающий гражданам, встречает решительный и немедленный отпор. Дмитрий Месхиев вынужден был отказаться от создания на месте "Ленфильма" кинофабрики — из-за протеста кинематографистов, ведомых Александром Сокуровым и Алексеем Германом. Театральные критики и артисты сорвали задуманную им же театральную реформу. Заручившиеся всеми необходимыми бумагами, застройщики вынуждены убираться с полюбившихся им "пятен" на зеленых насаждениях.

Гласность обеспечивает местный холдинг "Агентство журналистских расследований", газеты "Мой район" и "Деловой Петербург".

Смольный теряет влияние. Он все менее интересен.

Видимо, в Москве заволновались. Только что у Полтавченко появился новый зам — Олег Марков: учился с Путиным на юрфаке, работал его заместителем в Смольном, помощником в Кремле. В Афоне замечен не был, в постпредстве по Центральному федеральному округу не служил.

Общество узкого круга

Досье

Маленькая организация с большими возможностями


Региональная общественная организация (РОО) "Русское афонское общество" создана в сентябре 2005 года, почти сразу после того, как Владимир Путин впервые посетил православные святыни Афона. По уставу, который со времени основания организации, судя по официальному сайту, не менялся, РОО действует на территории Москвы. Впрочем, заявлено: "Планируется реорганизация общества во Всероссийскую общественную организацию". Это легко объяснимо: попечительский совет организации возглавляет Георгий Полтавченко, который в 2005 году обитал в Москве, а ныне живет в Санкт-Петербурге, где работает губернатором. Цель РОО "Русское афонское общество" — "сохранение культурных православных ценностей, играющих основополагающую роль в духовном развитии личности и общества в целом". Среди основных направлений деятельности значится "развитие и укрепление связей с монашескими общинами Святой горы Афон". Афонцы (так называют членов общества) организовали "командировки" в Россию мощей Марии Магдалины и мощей святого великомученика Дмитрия Солунского. На счету РОО несколько десятков отреставрированных монашеских келий и монастырей, реконструированная больница Свято-Пантелеимонова монастыря, сбор пожертвований на восстановление Троицкого собора Лейб-гвардии Измайловского полка в Питере, финансирование строительства дома престарелых при храме Архистратига Божия Михаила в Токсово. Заметным проектом афонцев стал памятник князю Дмитрию Пожарскому в суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре.

Мария Портнягина

Русский Афон

Русский монастырь на Афоне – уникальное духовно-культурное сокровище, одновременно принадлежащее и Святой Горе, и Святой Руси. Он по праву считается древнейшей духовной твердыней в Уделе Божией Матери. Уже с 1030 г. у обители «росов» появляется имя «Богородицы Ксилургу» (от греч.Ξυλουργός – древодел). Этот факт прямо свидетельствует о русских корнях обители, ибо только русичи изначально обустраивали свои жилища и храмы из дерева, тогда как греки – из камня.

Согласно преданию, монастырь «Ксилургу» был основан попечением святого равноапостольного князя Владимира, крестителя Руси. В «Повести временных лет» говорится, что в 989 г. великий князь отправил посольство в Константинополь. После этого на Святой Горе появляется русский Богородичный монастырь, соборный храм которого был посвящен Успению Пресвятой Богородицы. Примечательно, что и основанная преподобным Антонием Печерским Киевская обитель также была посвящена Успению Божией Матери. Подобное совпадение вряд ли случайно, тем более, если взять во внимание тот факт, что Киево-Печерская обитель основывалась как «подворье» или «представительство» афонского монастыря, о чем свидетельствует и молитва преподобного Антония: «Господи, да будет на месте сем благословение Святой Афонской Горы» 1 . Согласно преданию, выходец из Черниговской земли и будущий отец русского монашества подвизался именно в русском монастыре Успения Богородицы «Ксилургу», по образцу которой и основал Киево-Печерский монастырь, ставший центром и школой древнерусского монашества и просвещения для всей Руси.

Свято-Успенский монастырь «Ксилургу» послужил прототипом многих Успенских храмов Земли Русской, в которых отобразился новый удел Божией Матери, благодаря чему и Русская Земля, по аналогии со Святой Горой, стала именоваться Святой Русью и осознаваться в качестве Дома Божией Матери 2 .

Влияние русского Афона на Россию

Что же это за влияние? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо понимать, что афонские монастыри не только представляли различные народы во всеправославном центре монашества, но и взращивали носителей святогорской традиции для своих стран. Русская обитель не была исключением из этого правила. Помимо преподобного Антония Печерского, обитель дала и других подвижников, принесших славянам духовное просвещение и афонские традиции. Так, в 1225 г. на Почаевской горе русский святогорец преподобный Мефодий основывает будущую прославленную Свято-Успенскую Почаевскую лавру. Место, на котором она находится, до сих пор именуется Святой Горой. В этот же период (XI–XIII вв.) некие афонские иноки поселяются и в меловой горе на берегу Северского Донца, заложив основание еще одной Успенской лавры, также названной впоследствии Святогорской. Все эти прославленные обители связаны с «Ксилургу» как наименованием, так и особым промышлением Божией Матери, и все они были основаны русскими подвижниками Святой Афонской Горы в домонгольский период.

Важную роль играли связи Руси с Афоном и в последующую эпоху. В это время выдающимся афонитом, внесшим весомый вклад в развитие русской духовности и культуры, был святитель Киприан, митрополит Киевский и всея Руси. Во времена его святительства на Русь привозится с Афона много книг, осуществляются переводы святоотеческих трудов, проводится богослужебная реформа. На протяжении веков афонские уставы и обычаи оставались идеалом и школой для монашествующих, а жития афонских святых, их богословские и аскетические сочинения, их учение об Иисусовой молитве с любовью воспринимались всей верующей Русью. Под влиянием афонских традиций на Руси начинается «исихастское движение». Яркими носителями афонского наследия на Руси этого периода были прпп. Сергий Радонежский и Кирилл Белозерский. Плодом их духовных трудов стал расцвет русского монашеского подвижничества на севере Руси.

Влияние афонского наследия отразилось и в древнерусском искусстве, в произведениях Феофана Грека, Андрея Рублева и Даниила Черного, художественные шедевры которых до сих пор не перестают удивлять своей гармоничностью, глубиной и величием.

Весомый вклад в восстановление связей между Русью и Афоном внес прп. Нил Сорский, проведший на Святой Горе около двадцати лет. Вернувшись на родину, он ввел в обиход скитский образ жизни – нечто среднее между отшельничеством и общежитием.

Свою положительную роль Афон сыграл и в деле сохранения Православия на Украине, в период печально известной Брестской унии. Влияние Афона на борьбу против унии и православное возрождение на Украине было столь велико, что на Киевском Поместном Соборе в 1621 г. в специальном постановлении, известном под названием «Советование о благочестии», предписывалось: «Послать за благословением, помощью и советом на Святую Гору Афонскую, чтобы вызвать и привезти оттуда преподобных мужей русских: блаженного Киприана и Иоанна прозванием Вишенского и прочих, процветающих жизнию и благочестием, а также и впредь посылать русинов, расположенных к благочестию, на Афон, как в школу духовную».

Запорожское казачество в это время также поддерживало тесные связи с Афоном, приглашая оттуда опытных наставников и старцев, делая щедрые пожертвования на монастыри Святой Горы, осуществляя паломничества. Нередко и сами казаки принимали на Афоне монашеские постриги и подвизались в его обителях. В частности, после того как греки завладели «Руссиком», была предпринята попытка воссоздания нового «Руссика» при поддержке запорожских казаков. В результате был основан в 1747 г. святогорский скит «Черный Выр» или «Мавровыр Русский», который действовал на протяжении почти целого столетия.

Естественным продолжением такой традиции было и основание на Афоне Свято-Ильинского скита, у истоков создания которого стоял выдающийся выходец из семьи казачьих священников, преподобный ПаисийВеличковский. Основанная им монашеско-аскетическая школа, осуществленные ею титанические труды по переводу на славянский язык святоотеческих творений, возрождение утраченных традиций православного старчества и исихазма дали мощнейший импульс не только к возрождению подлинного монашества и духовности на Святой Руси, но и к возрождению православной русской культуры, ее возвращению к христианским устоям и ценностям. Именно последователи афонской школы прп. ПаисияВеличковского – знаменитые старцы Оптиной пустыни серьезнейшим образом повлияли на формирование мировоззрения многих русских культурных и общественных деятелей XIX в., таких как Н.В.Гоголь, В.А.Жуковский, Ф.И.Тютчев, И.С.Тургенев, Ф.М.Достоевский, В.С.Соловьев, И.С.Аксаков, П.И.Чайковский и др.

Влияние России на русский Афон

В свою очередь и русская обитель на Святой Горе жила и развивалась благодаря поддержке соотечественников. Пожертвования и вклады русских князей давали ей не только возможность существования, но и право отстаивать свои позиции в тех непростых условиях, которые создавали средние века островку чужого этноса в инородной среде.

Русская святогорская обитель стала настолько многочисленной, что, не вмещаясь уже в первоначальном монастыре, стала приобретать обедневшие и запустевшие келии и малые обители в округе.

Игумен «Ксилургу» стал искать новое место для обитания. В результате в конце XII в. основная часть русской братии перебирается в более крупный монастырь «Фессалоникийца», который к тому времени оказался брошенным греческими монахами. С переселением на новое место русское иноческое братство продолжало выполнять свою традиционную функцию распространения святогорского иноческого наследия. В 1180 г. в Русской обители принимает постриг Сербский царевич Растко, будущий святитель Савва – основатель автокефальной Сербской Православной Церкви. Свой выбор стать иноком на Афоне он сделал в результате беседы с насельником «Руссика», ходившим по послушанию в Сербскую Землю. Таким образом, «Руссик» имел исключительно важное значение не только в деле православного просвещения Руси, но также и Сербии.

В XIII в. связи русского афонского монашества с Русью, страдавшей от монголо-татарского нашествия, временно прервались. В это время монашеское братство афонского монастыря большей частью состояло из сербов, которые и сохранили монастырь для русских. В 1508 г. вдова сербского царя Стефана, инокиня Ангелина, причисленная впоследствии к лику святых, прибыла в Москву к великому князю Василию III (1479–1533) и торжественно передала ему в собственность право на Свято-Пантелеимонов монастырь, о котором уже некому более было заботиться. Именно с этого времени начинаются тесные отношения Русского Государя со святогорским монастырем, которому он оказывает всяческую помощь.

В XVI–XVII вв. взаимное притяжение Святой Руси и Святой Горы обусловливалось еще тем, что они остались единственным оплотом и единственной опорой православия в мире, так как все другие православные державы и Поместные Церкви оказались в пленении. В период активизации католической экспансии русский святогорский монастырь становится деятельным защитником православия в Европе, окормляя православное население на территории Венгерского королевства.

В 1621 г. на Православном Соборе в Киеве, где разрабатывались меры по утверждению православия, было принято решение, «чтобы русских, искренно расположенных к добродетельной жизни, посылать на Афон, как в школу духовную». Эти меры были необходимы не только посылаемым, но и самому русскому Афону, который после падения Константинополя и распространения турецкого владычества на всей территории бывшей Византийской империи подвергся новым серьезным испытаниям.

С усилением противостояния между Россией и Турцией в началеXVIII в. турецкие власти всячески препятствовали доступу русских монахов на Святую Гору, что привело к новому упадку русской обители. Этому способствовала и политика императора Петра I. После петровских реформ в течение 70 лет в русский святогорский монастырь не поступило из России ни одного насельника. В 1725 г., когда прервалась жизнь Петра I, в «Руссике» оставалось всего четыре монаха, из которых русских было только двое, двое же других были болгарами. Спустя еще 10 лет, после смерти последнего из русских иноков, в 1735 г. монастырь был провозглашен греческим.

В середине XVIII в. греческая братия монастыря решила оставить нагорную обитель и перенести ее ближе к морю, где было намного легче организовать проживание. Таким образом, в 1760 г. основной центр русского монастыря из экономических соображений переносится в новое (третье по счету) месторасположение, которое остается основным и по сей день. Перенесенный поближе к морю монастырь получил неофициальное наименование «Прибрежный Руссик», тогда как предыдущий стал именоваться «Старый Руссик» или «Нагорный Руссик» и был преобразован в скит, находясь, как и обитель «Ксилургу», в ведении Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря. Несмотря на перенос обители в экономически более выгодное место, ее упадок продолжался из-за непомерных долгов и отсутствия средств. Тогда в 1803 г. Вселенскому Патриарху Каллинику от святогорскогоПротата (центрального органа управления Святой Горы) поступил доклад о плачевном положении дел в «Руссике», где высказывалось предложение совершенно упразднить монастырь. Однако Вселенский Патриарх, предвидя в будущем возрождение русской обители, решительно отверг предложение Священного Кинота. Более того, он предписал Протату своей особой грамотой непременно позаботиться о восстановлении русской общежительной обители, обещая и со своей стороны помощь по сбору средств.

В этом помог и сам великомученик Пантелеимон. Случилось так, что переводчик турецкого султана Махмуда IIКаллимах тяжело заболел и в отчаянии обратился к целительной силе святого, чудотворная глава которого с давних времен хранится в «Руссике». Получив исцеление от привезенных по его просьбе из монастыря в Константинополь чудодейственных мощей, Каллимах активно содействовал восстановлению обители. Конец жизни греческого благотворителя «Руссика» был увенчан мученическим венцом: разъяренная турецкая толпа после начала греческого национально-освободительного восстания в 1821 г. повесила его вместе с Вселенским Патриархом Григорием V.

Новый этап возрождения русского монастыря начинается с 1835 г., когда впервые за многие десятилетия из России смогли прибыть в обитель иноки. Через 50 лет на Афоне подвизалось уже 600 русских монахов, к концу XIX в. их численность становится равной численности греческих, а в началеXX в. и значительно превосходит ее.

Так, в 1913 г. число русских на Афоне составляло около 5000 человек, тогда как греков, которые имели в своем распоряжении 17 монастырей, 7 скитов и 154 келлии, было всего лишь 3900, болгар – 340, румын – 288, сербов – 120 и грузин – 53. В связи с этим на повестке дня стоял даже вопрос о предоставлении русскому Свято-Пантелеимонову монастырю статуса Лавры, а русским Андреевскому и Ильинскому скитам – самостоятельных монастырей. Однако последующие печальные события не дали этим планам осуществиться.

Первым ударом для русских монахов, как это ни странно, стал переход внешней власти над Святой Горой от мусульман-турок к православным грекам в 1912–1913 гг., когда греческие войска заняли Афон (15 ноября 1912 г.) и когда согласно Бухарестской конференции (26 августа 1913 г.) Афон был отдан Греции. Если турецкая администрация не ограничивала самоуправление Афона, то греческая сразу же обнаружила стремление поставить святогорскую общину под свой контроль и подчинить ее светской юрисдикции, несмотря на то что на Лондонской конференции (11 августа 1913 г.) было достигнуто соглашение о том, что Афон будет пользоваться нейтральной автономией.

Греческое правительство, хотя и должно было «признавать и соблюдать традиционные права и свободы, которыми пользовались негреческие монашеские общины Афона» 3 , на деле, вопреки гарантиям Лиги Наций, безнаказанно осуществило на Афоне ряд законодательных и административных мер, противоречащих Лозанскому договору. Так, в 1924 г. был составлен и принят Кинотом Афона новый статус, согласно которому все афонские монахи, независимо от их национальности, считаются подданными греческого государства. В силу этого закона в афонские монастыри не может быть вновь принято лицо, не имеющее греческого подданства. А для того, чтобы лицо негреческой национальности могло получить право на греческое подданство, оно должно прожить в Греции не менее 10 лет, причем сведения о нем в полиции должны быть благоприятными. В результате русские и другие славянские обители были лишены их прежних прав и привилегий. Таким образом, греческие власти приняли все меры для того, чтобы прекратить приток русских иноков на Афон, который стал превращаться в ассоциацию греческих монастырей.

К этому обстоятельству еще добавились трагические события 1917 г. и начало богоборческих гонений на православие в России. Кроме того, прекращает поступать сюда какая-либо помощь из Отечества русского. Если в конце XIX – начале XX вв. ежегодно в Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне приезжало до 30 тысяч паломников, оставляя в нем значительные пожертвования, то после революции в России небольшие пополнения монастырь некоторое время получал только от населения Закарпатья, а позже от русских эмигрантов, проживавших в Западной Европе и США. В самой Советской России по Русскому Афону был нанесен серьезный удар: коммунистический режим конфисковал все имущество Пантелеимонова монастыря, а насельников подворий подверг репрессиям.

В результате из-за отсутствия в течение 80 лет притока новых монахов из России Андреевский и Ильинский скиты, а также многочисленные келлии и каливы на Афоне, принадлежавшие русским инокам 4 , опустели, подверглись разрушению или отошли к грекам. Эта же угроза висела и над Свято-Пантелеимоновым монастырем, но чудом Божиим обитель устояла.

В феврале 1945 г. святогорская русская братия обратилась с просьбой о помощи к Русской Православной Церкви. В своем послании на имя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I игумен Русского Свято-Пантелеимонова монастыря архимандрит Иустин (Соломатин) писал: «Пользуясь случаем этого первого после многих лет перерыва письменного обще-ния с Русской Церковью, мы обращаемся от имени нашего Русского монастыря Святого Пантелеимона и всех русских монахов Святой Горы к Вашему Святейшеству с нижеследу-ющей просьбой: вот уже 30 лет, как Святая Гора Афонская перешла без согласия на то России во власть греков. С этих пор наш монастырь и все русские обители на Афоне начали подвергаться тяжелым стеснениям со стороны греческого правительства... Негреческие обители Святой Горы обречены на верное и сравнительно быстрое вымирание и уничтожение, за которыми последует общая гибель Святой Горы как особой монашеской автономной области. Мы вместе с тем сознаем, что в нашей беде, беде русских людей на далеком Афоне, нам может помочь одна лишь Россия» 5 . Святейший Патриарх Алексий I призвал предстоятелей всех автокефальных Православных Церквей обратить внимание на судьбу афонского монашества в настоящее время и в особенности на тяжелое положение монахов негреческой национальности. С этого момента началась трудная и фактически продолжающаяся до сих пор борьба Русской Православной Церкви за сохранение русского присутствия на Святой Горе.

В результате в 1965 г. правительство Греции, наконец, предоставило греческое гражданство пяти монахам из Советской России и разрешило им прибыть на Святую Гору. Среди новых насельников из СССР был и нынешний игумен Свято-Пантелеимонова монастыря Иеремия (Алехин), которому исполнилось уже 100 лет.

Русский Афон сегодня

Период нового возрождения русского Афона начался с падением коммунистической системы на Родине. Во время посещения Святой Горы в июне 1992 г. Святейший Патриарх Алексий II в своей речи на приеме в Протате выразил надежду, что с помощью Божией Русский Афон возродится во всей своей былой славе. Одновременно с этим он посетовал на печальное положение русских скитов, а при посещении Андреевского скита, увидев картину разрухи и запустения, даже укоризненно заметил: «Понятно, что в атеистическом государстве, каким был Советский Союз, разрушались, разграблялись и осквернялись храмы, созданные трудом и молитвами наших предков, но когда нечто подобное происходит в православной стране, на Святой Афонской Горе – этому я не могу найти оправдания» 6 .

Несмотря на все трудности, ценой многолетних настойчивых усилий священноначалию Русской Православной Церкви все же удалось предотвратить физическое вымирание Русского Афона. В настоящее время в Русском Свято-Пантелеимоновском монастыре численность братии составляет более 80 человек (всего на Афоне ныне около 2000 монахов). Последние несколько лет активно ведутся работы по капитальному ремонту и восстановлению полуразрушенных сооружений обители. Впрочем, для возрождения русского монашества на Святой Горе еще многое предстоит сделать, и это, по слову Святейшего Патриарха Кирилла, крайне необходимо нам сегодня. «Возрождая Православие, – говорит он, – Русь нуждается в духовной поддержке и молитве. Такую молитву и поддержку всегда оказывала нам Святая Гора Афон, куда особенно устремлялись русские люди. Сегодня снова наступило время, когда укрепляются связи Руси и Афона, и верю, что все это будет служить делу укрепления Православия в роде человеческом» 7 .

  1. Житие преподобного Антония Печерского. // Жития святых. 10 июля. Издание Введенской Оптиной Пустыни. 1992. С. 269.
  2. Примечательно, что и на Святой Горе среди русских монахов значение Успенского храма обители «Ксилургу» было настолько символично и священно, что, перемещаясь из обители в обитель, они возводили его аналог и там. Так, при переселении русской братии в «Нагорный Руссик» в 1169 г. был воспроизведен и Успенский собор, а спустя еще более шести столетий, в начале XIX века, когда появился новый «Прибрежный Руссик», Успенский храм был перенесен и туда, причем с сохранением статуса собора.
  3. Статья 13 Севрского договора от 10 августа 1920 г., вошедшая в Лозаннский мирный договор от 24 июля 1923 г., который был зарегистрирован Лигой Наций 5 сентября 1924 г.
  4. В начале ХХ века русские на Святой Горе владели Пантелеимоновым монастырем, 2 скитами, признанными официально, 2 скитами официально не признанными, 31 келлией и множеством других мелких поселений.
  5. Русский афонский отечник XIX–XX веков. Издание Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне. 2012. С. 478.
  6. Архив ОВЦС. Папка «Афон» 9а. // Доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия на международной научно-богословской конференции: «Россия. Афон: тысячелетие духовного единства».

Русское Афонское общество строит на острове в Ладожском озере скит с вертолетной площадкой. Однажды она уже приняла Ми-8 с митрополитом Варсонофием.

На заповедном острове Валаамского архипелага – Оборонном (или Сухом, или Келисаари) возводится Свято-Андреевский скит, храм и еще несколько вспомогательных построек. Как выяснила «Фонтанка», деньги на строительство выделило Русское Афонское общество, а на торжественных церемониях на острове можно было встретить бывшего вице-губернатора Петербурга Игоря Дивинского, митрополита Варсонофия и экс-директора Водоканала Феликса Кармазинова.

Оборонный – самый южный из всех островов, входящих в Валаамский архипелаг. Его площадь – около 10 га. В те годы, когда эта территория принадлежала Финляндии, здесь были построены оборонительные укрепления: артиллерийская вышка, казематы и даже тайный спуск к Ладоге. Иногда на него высаживали туристов, которых привлекало сочетание суровой природы и заброшенных армейских позиций.

В конце ноября 2014 года на острове высадился десант из чиновников и церковных деятелей. Руководство Валаамского монастыря решило построить здесь скит и храм в честь святого апостола Андрея Первозванного, который, по преданию, в свое время добрался до архипелага и поставил на нем крест. Как подчеркивалось в сообщении самой обители, скит должен появиться «во исполнение программы развития пустыннической жизни, одобренной Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом».

На церемонии закладки скита присутствовал тогдашний вице-губернатор Петербурга Игорь Дивинский и экс-директор Водоканала Феликс Кармазинов. Появление петербуржцев не было случайным. «Скит будет воздвигнут совместно с Санкт-Петербургской митрополией, при непосредственной поддержке региональной общественной организации «Русское Афонское общество», главой попечительского совета которого является губернатор Георгий Сергеевич Полтавченко», – сообщали в монастыре.

Финансирование работ взяло на себя Русское Афонское общество, сообщил на церемонии Игорь Дивинский. Напомним, что он до прихода в Смольный был исполнительным директором этой благотворительной организации. «Нас радует, что мы участвуем в возрождении Валаама как северной столицы православия, как Северного Афона. Сегодня мы принимали участие в закладке скита и храма в византийском стиле, это является своеобразным мостиком между древним Афоном и современным Валаамским архипелагом, и все затраты на строительство пойдут за счет добровольных пожертвований православных христиан Русского Афонского общества», – сказал в конце 2014 года Дивинский.

Спустя год, в декабре 2015 года, Игорь Дивинский и Феликс Кармазинов вновь посетили остров – на этот раз здесь прошла церемония закладки капсулы с грамотой в стене алтарной части будущего храма. На ней также присутствовали нынешний директор Водоканала Евгений Целиков (тогда работал заместителем Кармазинова) и Вячеслав Калганов – начальник аппарата Дивинского. Еще более внушительной была церковная делегация: посмотреть, как идут работы, прибыл митрополит Петербургский и Ладожский Варсонофий, председатель финансово-хозяйственного отдела епархии отец Сергий, а также певчий митрополичьего хора отец Андрей Левин.

За год на острове уже появилась вертолетная площадка, на которую, судя по фотографиям на официальном сайте епархии, приземлился Ми-8 с митрополитом Варсонофием и другими высокопоставленными лицами.

«Вырываясь из мирской суеты, люди смогут возносить здесь молитвы, собираться мыслями, подкрепляться духовно, чтобы потом решать дела, на которые всех нас Господь поставил», – сказал тогда митрополит (цитата по сайту епархии). Из церковного фотоотчета также можно сделать вывод, что к этому времени уже была воздвигнута металлическая пристань, у которой работал строительный кран, принимавший грузы.

Архондарик для паломников

В конце лета 2016 года на острове побывал журналист карельского издания «Черника» Алексей Владимиров и зафиксировал следующую стадию строительства: кирпичный храм возведен до купольного основания, ведется устройство первого этажа деревянного здания, в котором будут жить монахи. По его словам, по острову также раскиданы небольшие домики. При этом территория Оборонного, по данным Росреестра, относится к зоне «особо охраняемых территорий». На тот момент разрешения на строительные работы не было ни у монастыря, ни у Русского Афонского общества.

Остров Оборонный. Июнь 2016 года.

В администрации городского поселения Сортавала «Фонтанке» сообщили, что документов на разрешение на строительство не поступало. Представитель министерства строительства Карелии был недоступен для комментариев. Пресс-секретарь монастыря Максим Шишков за всеми вопросами предложил обратиться в Русское Афонское общество.

Один из учредителей общества Игорь Дивинский, который недавно стал депутатом Госдумы от «Единой России», рассказал «Фонтанке», что деньги на строительство были собраны среди московских компаний.

«Петербургские бизнесмены в проекте не участвовали», – сообщил он. Названия конкретных компаний он назвать затруднился, равно как и не вспомнил общую стоимость строительства. Закончить работы планируется в 2017 году, а в будущем скит время от времени будет посещать митрополит – не зря епархия участвует в проекте.

«А зачем там вертолетная площадка?» – спросил корреспондент «Фонтанки».

«А вдруг кому-то плохо станет», – ответил бывший вице-губернатор Петербурга. Он также рассказал, что на острове появится архондарик, в котором смогут останавливаться паломники.

Петербургский след

В качестве компании, которая работает на острове, называют петербургскую фирму «Строй Эксперт» . Судя по ее сайту, она давно работает на Валааме: в частности, ее силами велись работы в храме Живоносного Источника, строилась летняя гостиница и очистные сооружения. Впрочем, назвать ее крупной нельзя: в 2014 году выручка, по данным СПАРКа, составила 51 млн, в 2015 – 79 млн. Директор и собственник «Строй Эксперта» Кирилл Беспалько категорически заявил, что сотрудники его фирмы не трудятся на Оборонном острове.

Летом 2015 года на острове побывали журналисты «Новой газеты», которые готовили обзор строительной деятельности на всем Валааме. На двери рабочей столовой они сфотографировали расписание, в котором указаны названия компаний и время выдачи еды. Помимо «Строй Эксперта», там можно встретить некое «КЭР» . Петербургский холдинг с одноименным названием ранее занимался реконструкцией электрических сетей на Валааме, а также выполнял работы для комитета по энергетике, ГУП «ТЭК», ОАО «Особые экономические зоны». В самом «КЭРе» сообщили, что сейчас уже не работают на острове: "Ответственный за этот проект покинул компанию".

Отметим, что в 2015 год «КЭР» неожиданно для многих стал собственником Российского национального коммерческого банка – одного из немногих, работающих в Крыму. В 2016 Банк Москвы выкупил облигации «КЭРа» на 24 млрд, после чего холдинг увеличил капитализацию банка с 321 млн до 17,3 млрд, а затем продал его Росимуществу. При этом выручка «КЭРа» в 2014 году составила 4,5 млрд, а в 2015 – 2,8 млрд.

Тесно связан с Валаамом и петербургский Водоканал , название которого также упоминается на листке в рабочей столовой. Городское предприятие занималось реконструкцией очистных сооружений и станции водоподготовки, которая обслуживает монастырь и прилегающий поселок. Оба объекта были введены в строй летом 2015 года. Сейчас Водоканал присутствует на острове только «в рамках эксплуатации сетей и сооружений», отметили на предприятии.

Любопытная деталь: с Водоканалом тесно связан петербургский предприниматель и один из основателей Русского Афонского общества Константин Голощапов. Он не занимает никаких официальных постов, но считается одной из самых влиятельных фигур в Смольном. В частности, как говорят собеседники «Фонтанки», его слово имело серьезное значение при выборе преемника для ушедшего Феликса Кармазинова: Водоканал относят к сфере влияния Константина Голощапова. В частности, в последние годы крупным подрядчиком предприятия стала компания «СК "Нострум"», совладельцем котором является бизнес-партнер его жены.

Судя по всему, Константин Голощапов не отошел от деятельности в Русском Афонском обществе. Он традиционно финансово помогает в организации паломнической поездки в итальянский город Бари, где хранятся мощи святого Николая Угодника. Так, в декабре 2015 года из Москвы и Петербурга вылетели два чартера, среди пассажиров которых можно было встретить . Как говорили участники поездки, одним из благотворителей был именно Голощапов. А на сайте Русского Афонского общества, в разделе, посвященном текущей деятельности, указывается, что организация оказывает «помощь паломникам в посещении святых мест, в том числе на Святой Горе Афон и в г. Бари (Италия)».

Андрей Захаров, «Фонтанка.ру»


© 2024
siamkem.ru - Люди и знаменитости