18.05.2023

Возникновение джаза. Презентация к уроку музыки на тему "Джаз


Выполнил у ченик 9 класса «Б» Ларионов Кирилл История Джаза

Джаз (англ. Jazz) - форма музыкального искусства, возникшая в конце XIX - начале XX века в США в результате синтеза африканской и европейской культур и получившая впоследствии повсеместное распространение. Характерными чертами музыкального языка джаза изначально стали импровизация, полиритмия, основанная на синкопированных ритмах, и уникальный комплекс приёмов исполнения ритмической фактуры - свинг. Дальнейшее развитие джаза происходило за счёт освоения джазовыми музыкантами и композиторами новых ритмических и гармонических моделей.

Джаз возник как соединение нескольких музыкальных культур и национальных традиций. Первоначально он прибыл в зачаточном виде из африканских земель, а под влиянием развитой западной музыки и ее течений (блюзы, рег-таймы) и соединения с ними музыкального африканского фольклора получился стиль, не умерший и по сегодняшний день – джаз.

Джаз живет в ритме, в несогласованности, в пересечениях и в несоблюдениях тональностей и высоты звуков. Вся музыка строится на конфронтации и противоречии, но в одном музыкальном произведении это все гармонично соединяется и поражает своей мелодичностью, особенной привлекательностью. Первые джазмены за редким исключением создали традицию джазового оркестра, где есть импровизации со звуком, скоростью или темпом, возможно расширение количества инструментов и исполнителей, привлечения симфонических традиций. Много джазменов вложили свое искусство в развитие традиции искусства игры джаз-ансамблей.

Жанры джазовой музыки Спирчуэлс Регтайм Блюз Основные черты джазовой музыки Главенство ритма Разговорные интонации Импровизация Преобладание медных духовых инструментов

Джазовые исполнители Луи́ А́рмстронг (1901 - 1971) - американский джазовый трубач, вокалист и руководите л ь ансамбля. Бенни Гудмен (1909 – 1986) джазовый кларнетист и дирижёр, имевший прозвище «Король свинга». Бесси Смит (1894 – 1937) американская певица, одна из известных и влиятельных исполнительниц блюза. Каунт Бэйси (1904 – 1984) американский джазовый пианист, органист, знаменитый руководитель биг-бэнда.

Специфика джаза, как вида импровизационной музыки, определяется его происхождением, т.е. качественным синтезом европейской и внеевропейской музыкальных культур, а также последующим уникальным процессом его развития. Результатом этого стало преобладание творческого начала и постепенный выход джаза за пределы культурных и территориальных границ. Джаз захватил в свой оборот все мировое множество музыкальных языков и музыкальных эстетических концепций. Стили и жанры, появившиеся на ранней стадии развития джаза, привели к появлению целого вида музыкального искусства, ставшего наиболее творчески направленным в музыке ХХ-го века. Джаз стал, в свою очередь, источником идей и методов, активно действующих, практически, на все остальные виды музыки от популярной и коммерческой до академической музыки нашего века.

Джаз – это особая разновидность музыки, которая приобрела особенно большую популярность в США. Изначально джаз являлся музыкой чернокожих граждан Соединенных Штатов, но позже это направление вобрало в себя совершенно разные музыкальные стили, которые развивались во многих странах.



Истоки джаза связаны с блюзом, спиричуэлс и рэгтаймом. Джаз возник в конце XIX века как слияние африканских ритмов и европейской гармонии. Основополагающую роль в подлинном джазе играет импровизация. Кроме того, джаз отличается синкопированностью (выделение слабых долей и неожиданные акценты) и особым драйвом. Две последние составляющие возникают в рэгтайме, а затем переносятся на игру оркестров (бэндов), после чего для обозначения этого нового стиля музицирования и возникает слово «джаз», пишущееся сначала как «Jass», затем как «Jasz» и только с 1918 года приобретающее свой современный вид.



Термином новоорлеанский, или традиционный джаз обычно определяют стиль музыкантов, исполнявших джаз в Новом Орлеане в период между 1900 и 1917 годами, а так же новоорлеанскими музыкантами, которые играли в Чикаго и записывали пластинки начиная приблизительно с 1917-го и на протяжении 1920-х. Этот период джазовой истории известен так же, как "Эпоха джаза." И это понятие также используется для описания музыки, исполняемой в различные исторические периоды представителями новоорлеанского возрождения, стремившихся исполнять джаз в том же самом стиле, что и музыканты новоорлеанской школы.



Хотя история джаза и началась в Новом Орлеане с наступлением ХХ века, но эта музыка пережила настоящий взлёт в начале 1920-х, когда трубач Луи Армстронг оставил Новый Орлеан, чтобы создать новую революционную музыку в Чикаго. Начавшаяся вскоре после этого миграция новоорлеанских джазовых мастеров в Нью-Йорк ознаменовала тенденцию постоянного движения джазовых музыкантов с Юга на Север. Чикаго воспринял музыку Нового Орлеана и сделал её горячей, подняв её накал не только усилием знаменитых ансамблей Армстронга Горячая Пятёрка и Горячая Семёрка, но также и других, включая таких мастеров, как Эдди Кондон и Джимми МакПартланд, чья бригада из Austin High School помогла возрождению Новоорлеанской школы. К числу других знаменитых чикагцев, раздвинувших горизонты классического джазового стиля Нового Орлеана, можно отнести пианиста Арта Ходеса, барабанщика Барретта Димса и кларнетиста Бенни Гудмана. Армстронг и Гудман, перебравшиеся в конечном счете в Нью-Йорк, создали там своеобразную критическую массу, которая помогла этому городу превратиться в настоящую джазовую столицу мира. И в то время как Чикаго оставался в первой четверти ХХ века в



Бе́нни Гу́дмен (иногда: Гудман; полное имя Бе́нджамин Дэ́вид Гу́дмен, англ. Benjamin David Goodman) (30 мая 1909, Чикаго 13 июня 1986, Нью-Йорк), джазовый кларнетист и дирижёр, имевший прозвище «Король свинга». Родился в семье еврейских иммигрантов из России Давида Гутмана (из Варшавы) и Доры Резинской-Гутман (по другим данным Гризинской или Гринской, из Ковно). Играть на кларнете он начал в десять лет, а уже через два года состоялся первый концерт с его участием. В четырнадцать лет Гудмен, решив посвятить свою жизнь музыке, бросил школу.




Спиричуэл Негритянские спиричуэл впервые привлекли внимание музыкального мира около ста тридцати лет назад. Научная экспедиция для изучения культуры и быта чернокожих рабов в южных районах США сделала немало открытий. После неё в 1867 г. вышла книга под названием «Песни рабов Соединённых Штатов». До нашего времени она остаётся одним из важнейших источников сведений о музыкальной культуре американских негров.


Характерные черты спиричуэл: Тонкие ритмические нюансы; Импровизация, сложная ритмическая структура, построение по принципу вопроса-ответа; Выразительная общедоступная мелодия, сочетающаяся со сложной системой свободных полифонических подголосков; Содержание спиричуэл связаны с библейскими образами. Негры передавали их из уст в уста, воспринимали как фольклор и, нередко дополняя их событиями из своей повседневной жизни. В текстах своих духовных песен негры нередко обращались к Богу, к Христу, к пророкам.


Элла Фицджералд (1918/1996) Основоположницей джазовой вокальной стилистики по праву считают Эллу Фицджеральд.Её исполнение послужило замечательным образцом для джазовых певиц последующего времени. По мастерству импровизации и техники вокала она могла поспорить с лучшими исполнителями мира. В течение полувека своим чистым и сильным голосом она демонстрировала ясность и точность интонирования.


Дюк Эллингтон писал, что «её мастерство вызывает в памяти слова маэстро Тосканини, который говорил о певцах, что это или хороший музыкант, или нет. Элла была вне этих категорий». Пела ли она балладу, джазовую композицию или песенку собственного сочинения, она всегда проявляла огромный вкус и изящное мастерство. Безукоризненная дикция позволяла ей чётко произносить слова, наделяя каждое из них глубоким смыслом. Импровизируя на сцене, она могла неожиданно забыть текст песни, но тут же спонтанно ею изобретались слова и новая мелодия. В эти минуты потрясённые зрители награждали певицу бурными овациями.






Блюз В историю мировой музыкальной культуры блюз (blues - «меланхолия, уныние») вошёл одновременно с ранним джазом. Возникший в глубинных слоях афро-американской культуры. Первоначально под ним понималась сольная сельская, а затем городская лирическая песня американских негров обычно грустного содержания. «Блюзовые сцены разыгрываются на фоне хлопковых полей и болот, рабочих лагерей и тюрем. Болезни и безработица, неудачи во всех их разновидностях образуют неизменное содержание блюзовой поэзии» (В.Д. Конен). Главными сюжетами для блюзовых композиций служили темы страдания и несчастной любви.


Луи Армстронг (1898/1971) Знаменитого американского трубача, певца и композитора Луи Армстронга называли «мистер Джаз». Услышав ещё в детстве джазовых исполнителей, он начал петь в уличном вокальном ансамбле и учиться игре на музыкальных инструментах. Вскоре он стал играть в составе духового оркестра и петь в хоре. В 1922 г. он переехал в Чикаго, а затем в Нью-Йорк, где выступал как трубач и певец с джазовым оркестром. В1925 г. он создаёт свой собственный оркестр и записывает на пластинки блюзовые и джазовые композиции. Именно им было суждено произвести сенсацию среди поклонников джаза. Блестящие джазовые импровизации и виртуозное исполнение Луи Армсторнга становятся классикой этого жанра.

ДЖАЗ И ЕГО ИСТОРИЯ.Выполнила
ученица 8 «А»
Османова Хадыжа.

Джаз (англ. Jazz) - форма музыкального искусства, возникшая в конце XIX -
начале XX века в США в результате синтеза африканской и европейской культур
и получившая впоследствии повсеместное распространение. Характерными
чертами музыкального языка джаза изначально стали импровизация,
полиритмия, основанная на синкопированных ритмах, и уникальный комплекс
приёмов исполнения ритмической фактуры - свинг. Дальнейшее развитие
джаза происходило за счёт освоения джазовыми музыкантами и
композиторами новых ритмических и гармонических моделей.

родина
джаза

Что такое джаз вряд ли кто-то решится взяться объяснять, поскольку
этого не стал делать даже великий в истории джаза человек – Луи
Армстронг, который сказал, что это просто нужно понимать и все.
Действительно, джаз, его история, возникновение, модификации и
ветви слишком разноплановы и многогранны, чтобы дать простое
исчерпывающее определение. Но есть моменты, которые проясняют
природу этого музыкального направления.
Джаз возник как соединение нескольких музыкальных культур и
национальных традиций. Первоначально он прибыл в зачаточном
виде из африканских земель, а под влиянием развитой западной
музыки и ее течений (блюзы, рег-таймы) и соединения с ними
музыкального африканского фольклора получился стиль, не
умерший и по сегодняшний день - джаз.

Джаз живет в ритме, в несогласованности, в пересечениях и в несоблюдениях
тональностей и высоты звуков. Вся музыка строится на конфронтации и
противоречии, но в одном музыкальном произведении это все гармонично
соединяется и поражает своей мелодичностью, особенной привлекательностью.
Первые джазмены за редким исключением создали традицию джазового оркестра,
где есть импровизации со звуком, скоростью или темпом, возможно расширение
количества инструментов и исполнителей, привлечения симфонических традиций.
Много джазменов вложили свое искусство в развитие традиции искусства игры
джаз-ансамблей.

Спиричуэлс – песни северо-американских негров
религиозного содержания. Их пели хором ещё рабы
плантаций, подражая духовным гимнам белых
переселенцев.
Блюз – народная песня американских негров с
грустным, печальным оттенком.
Регтайм – танцевальная музыка особого
ритмического склада. Первоначально создавалась
как фортепианное произведение.

© 2024
siamkem.ru - Люди и знаменитости