02.06.2023

Приоритетные направления работы с молодежью сельского Дома культуры с. Эйлиг-Хем-Улуг-Хемского кожууна Республики Тыва


Современная семья ее проблемы и пути их решения Социальные функции современной семьи.3 Тенденции развития российской семьи: История вопроса. Для этого нужно узнать об уже изученных формах а также рассмотреть проблемы современной семьи исходя из которых можно сформулировать конкретные задачи для решения этих проблем. Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: разобрать социальные функции современной семьи выявить ее проблемы и пути их решения предположить путь ее дальнейшего развития а...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

15983. СОТРУДНИЧЕСТВО ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ С СЕМЬЕЙ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ 71.45 KB
По данным медицинских исследований с каждым годом возрастает процент детей имеющих отклонения в здоровье наблюдается тенденция непрерывного роста общего уровня заболеваемости среди детского населения. Исторически так сложилось что от состояния здоровья детей от их всестороннего развития во многом зависит благополучие общества. Поэтому вопросы оздоровления детей были и остаются наиболее актуальными в практике общественного и семейного воспитания...
10014. Приоритетные направления развития продовольственного рынка Республики Бурятии 281.8 KB
Отечественное сельское хозяйство, принимая активное участие в мировой экономике, в данный момент находится в состоянии, когда сельскохозяйственные товаропроизводители испытывают значительные трудности. Они связанны с тем, что Российская Федерация, участвуя во Всемирной торговой организации, принимает на себя обязательства по ограничению государственной поддержки отечественного сельского хозяйства.
9839. Формы работы с родителями по повышению социально-педагогической культуры в вопросах межнационального воспитания детей дошкольного возраста 67.87 KB
Учитывая сложившуюся социальную ситуацию, особую актуальность приобретают вопросы интернационального воспитания, а именно – воспитания детей дошкольного возраста в духе толерантности, формирование правильного и адекватного, доброжелательного и уважительного отношения к людям других
9912. Основные направления и формы работы по психолого-педагогическому сопровождению развития детей на этапе непрерывного обучения «детский сад - школа» 340.82 KB
К сожалению в настоящее время система работы по психологическому сопровождению детей в системе детский сад школа еще не сложилась хотя имеется определенный опыт организации преемственных связей между дошкольными учреждениями и начальной школой. Важнейшей предпосылкой решения этих задач и может стать психологическое сопровождение развития детей в период их перехода из дошкольного учреждения в школу. Цель исследования определить основные направления и формы работы по психолого-педагогическому сопровождению развития детей на этапе...
10366. Деятельность учреждений хосписного типа 11.17 KB
В эпоху крестовых походов на пути следования крестоносцев возникали монастыри которые давали приют паломникам путешественникам среди которых было немало больных раненых. Первой в России общиной сестер милосердия была Петербургская Свято-Троицкая обитель 1844 где наряду с женской больницей приютом для приходящих детей отделением сестер милосердия имелась также богадельня на 6 коек для неизлечимо больных. Направления на госпитализацию в дома отделения сестринского ухода и хосписы осуществляются участковыми врачами территориальных...
863. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ 44.13 KB
Проблемы семьи в современном обществе. Сущность и содержание социальной защиты семьи. отношениях между мужем и женой родителями и детьми братьями и сестрами и другими родственниками живущими вместе и ведущими общее хозяйство такое определение семьи дается Э. Ключевым словом в этом определении могут считаться отношения так как семья это система элементами которой являются члены семьи связанные между собой определенного рода отношениями: супружескими родительскодетскими родственными и т.
17513. Технологии социальной работы с семьёй в системе социального обслуживания 93.1 KB
Безработица, повышение цен на продукты питания и коммунальные услуги ударили в первую очередь по семье, вызвали обездоленность детей и подростков, бездомность, алкоголизм, наркоманию психологические конфликты.
20801. ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ АКТИВИЗАЦИИ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ 168.67 KB
Профессиональная компетентность педагога является таким личностным образованием, которое имеет свойство изменяться и совершенствоваться. Поэтому важной задачей является определение путей повышения профессиональной компетентности. На наш взгляд, одним из таких путей может выступать активизация работы с семьей. В этом направлении повышение профессиональной компетентности педагогов является особенно актуальным, потому что семья играет важнейшую роль в развитии личности ребенка.
11219. О проблемах интеграции учреждений культуры и искусств, образовательных государственных и муниципальных органов 9.21 KB
Задачами округа является обеспечение интеграции образовательных научных государственных муниципальных организаций и учреждений единой системы подготовки переподготовки и повышения квалификации специалистов социально-культурной сферы организация взаимодействия с органами исполнительной власти Министерствами культуры образования и науки молодежи спорта и туризма региона Среднего Поволжья развитие межрегиональных связей а так же ряд других актуальных проблем. Высокие достижения в области культуры и искусства стали возможны в...
7602. Технологии социальной работы с семьей как фактором преодоления девиантного поведения детей и подростков 107.79 KB
Петровского Социально – педагогический факультет Кафедра педагогики и социального образования Курсовая работа Технологии социальной работы с семьей как фактором преодоления девиантного поведения детей и подростков Научный руководитель: к. Теоретические основы технологии социальной работы с семьей как фактором преодоления девиантного поведения детей и подростков. Технологии социальной работы детей и подростков с девиантным поведением. Направления социальной работы с семьей как фактором преодоления девиантного поведения детей и...

Каждое учреждение культуры призвано стать для человека любимым местом отдыха, встреч с друзьями и знакомыми, разумного проведения своего досуга. Только при наличии у населения устойчивого интереса к культурно-досуговой деятельности проблема аудитории в учреждениях культуры будет решена. Для этого работникам учреждений необходимо знать настроения, интересы и духовные запросы людей, организовывать работу с учетом мотивированного выбора ими видов и форм культурно-досуговой деятельности. В отношениях с людьми следует соблюдать такт, подходить индивидуально в каждом отдельном случае, считаясь с настроением и запросами аудитории, с конкретной обстановкой, то есть творчески. Понятно, что интересы и запросы различных возрастных групп населения существенно отличаются друг от друга. Поэтому очень важно при организации культурно-досуговой деятельности учитывать возрастные особенности населения .

В каждом возрасте имеется некоторый потенциал ведущих запросов, который должен быть реализован в это время, но не раньше и не позже, иначе сами запросы могут так и не проявиться. Эта закономерность особенно ярко проявляется в период детства, в молодом возрасте. Именно в этом возрасте ближайшая социальная среда, а также общество в целом должны создать благоприятные условия для того, чтобы представители молодого поколения могли, во-первых, освоить культурное наследие, фольклор, народные игры, музыку, важнейшие нравственные ценности; во-вторых, реализовать свой творческий потенциал, а также врожденные качества, которые определяют конструктивное развитие личности в течение последующей жизни. Поэтому в любом обществе вырабатывается огромный объем искусства, игр, забав и развлечений, которые специально рассчитаны на индивидуальное развитие представителей подрастающего поколения.

Особого внимания требует организация досуга детей юного возраста, когда на первый план выходит необходимость в повышенной физической активности, в познавательной деятельности, а также стремление проводить свободное время со сверстниками ради общения .

Особенно внимательно следует продумывать содержание, формы и методы работы среди молодежи . Пик потребностей общения со сверстниками наблюдается у молодежи 15-25 лет. " При всей важности и силе социализации молодого человека в учебном и производственном коллективе, при всей необходимости содержательной деятельности на досуге, при всей масштабности роста "индустрии свободного времени" -- туризма, спорта, библиотечного и клубного дела -- при всем этом молодежь упрямо "сбивается" в компании сверстников. Значит, общение в молодежной компании -- это форма досуга, в которой юный человек нуждается органически" .

Молодежь составляет более половины всего взрослого населения страны, а среди посетителей учреждений культуры она - в подавляющем большинстве.

Поэтому работа с молодежью, детьми и подростками очень ответственная задача, требующая для своего выполнения дифференцированной, глубоко продуманной, высоко профессиональной и интересной работы.

Серьезного отношения требует деятельность учреждений культуры среди пенсионеров. Это весьма благодарная аудитория. При правильном определении содержания и соответствующих методах работы люди пожилого возраста могут стать постоянными посетителями, непосредственными участниками и активистами в подготовке и проведении культурно-досуговых программ, деятельными помощниками специалистов учреждений культуры. Во многих учреждениях культуры пенсионеры входят в состав общественных советов, являются организаторами, охотно делятся своим богатым жизненным опытом с молодежью .

Недооценка содержательного и активного досуга у тех, кому за 50-60, сегодня пересматривается. Представители "третьего возраста" (по определению социальных работников и демографов) далеко не всегда желают проводить свободное время, сидя у телевизора или отдыхая на дачном участке. Пассивный досуг особенно несвойствен людям, которые до этого активно занимались профессиональной деятельностью. После ухода на пенсию они не могут резко изменить жизнь и перейти к пассивному существованию, которое ограничивается стенами дома. Такие люди нуждаются в сильных эмоциях, новых впечатлениях, сохранении широкого круга знакомств.

Если говорить о представителях средних возрастных групп, то на них ориентирован организованный досуг в любой стране. При этом учитываются такие социальные параметры жизни людей, как место их проживания, семейное положение, характер и уровень оплаты труда, а также индивидуальные предпочтения в досуговых занятиях .

Особо следует сказать о семейном отдыхе. Кратковременный или длительный отдых вместе с членами семьи всегда имел немало сторонников. В последние десятилетия организаторы развивают внедомашний семейный отдых. Появляются такие виды организации свободного времени, как семейный туризм, семейные пансионаты, семейные клубы и другие .

В практике досуговой деятельности не принято специально выделять досуг мужчин или женщин. Многие досуговые занятия, как правило, пользуются одинаковым спросом у представителей обоих полов. Тем не менее, имеются досуговые занятия, к которым тяготеют преимущественно мужчины (рыбалка, охота, участие в некоторых видах спорта и другое) или по большей части женщины (рукоделие, цветоводство и другое) .

Помимо возраста, семейного положения и социального статуса существуют другие критерии, которые позволяют сегментировать потребителей досугового сервиса, в наибольшей степени учитывая многообразные особенности досуговых предпочтений и запросов. Например, организуется корпоративный досуг представителей отрасли, конкретного вида бизнеса или создаются условия для отдыха участникам научного семинара, персонала фирмы и тому подобное .

Предприниматели, организаторы досуга учитывают содержательные предпочтения отдыха представителей разных социальных групп. На эти предпочтения влияют такие показатели, как характер труда, профессия, уровень образования, а также уровень доходов (высокообеспеченные, среднеобеспеченные, малообеспеченные слои населения). Немаловажно также место проживания потребителей досуговых услуг: жители мегаполиса, крупного, среднего или небольшого города, поселка или села. Предпочтения жителей города и села заметно разнятся.

У представителей разных социально-демографических групп сформированы неодинаковые цели, мотивы, содержательные предпочтения, а также поведенческие особенности проведения досуга. Все это влияет на организацию досуга и услуги, которые оказываются в его проведении .

Сеть клубных учреждений развивается в тесной связи с богатым наследием прошлого, традициями и социально-культурной спецификой каждого региона. Культурно-досуговые учреждения клубного типа являются субъектами культурной политики на определённой территории (город, район, посёлок, село) по созданию условий для организации досуга, развития традиционного народного творчества, а также по обеспечению жителей культурно-досуговыми услугами .

Формирование культурных потребностей происходит через: культурно-досуговые учреждения (количество культурно-досуговых учреждений), показатели динамики, распределение их по формам собственности, так как от этого зависит содержание мероприятия и формирования культурных потребностей, территориальному расположению (географический, человеческий фактор); численность посещаемости культурно-досуговых учреждений по видам, жанрам; динамика этих показателей; материально-техническая база культурно-досуговых учреждений разного типа принадлежности; объемы и структура доходов и расходов культурно-досуговых учреждений, влияющие на качественное содержание и эстетическое оснащение. Набор таких показателей является критерием развития и формирования культурных потребностей через культурно-досуговые учреждения .

К формам клубных услуг относятся мероприятия культурно-просветительного, информационного, образовательно-познавательного, зрелищного характера, мероприятия отдыха и развлечения:

циклы лекций, клубные лектории, народные чтения, лекции-концерты, трибуны общественного мнения, обзоры (творческие, научные, политические, экономические), дни искусств (науки, техники, профессий и другие), клубные встречи, циклы клубных тематических вечеров, клубные кирмаши, аукционы идей, клубные викторины, вечера-портреты;

устные журналы (альманахи, бюллетени), вечера вопросов и ответов, диспуты, тематические, дискуссионные встречи, "за круглым столом", клубные беседы;

праздники народного календаря, праздники исторического календаря, праздники семейно-бытового календаря, народные гулянья, театрализованные представления, карнавалы, праздники деревень(городков, улиц, микрорайонов, дворов), современные гражданские обряды, новогодние театрализованные представления для детей и взрослых, клубные вечера отдыха, клубные вечера занимательного досуга, клубные "огоньки", клубные посиделки, танцевальные вечера, тематические программы дискотек и дискоклубов, дни коллективного отдыха, дни и программы семейного отдыха, комплексные культурно-досуговые программы, развлекательные программы, балы, детские утренники, клубные игровые программы, конкурсы, соревнования, концерты, спектакли, фестивали, выставки, кинофестивали, киновечера, кинопоказы, киновикторины и другие .

Одной из тенденций развития социокультурной ситуации стала коммерциализация учреждений культуры, которая приводит к тому, что всё больше наращиваются темпы развития платных услуг населению.

Основные виды платных услуг в клубных учреждениях следующие:

Проведение дискотек, презентаций, концертов, свадеб, выпускных балов, экскурсий, развлекательных программ, игровых программ, семейных торжеств;

Платные кружки, студии, курсы, "школы";

Услуги ведущего вечеров и программ, написание сценариев;

Услуги студий звукозаписи;

Спортивно-развлекательные услуги: бильярд, настольный теннис, тренажёрные залы .

Статистика показывает, что общий объём платных услуг культуры населению неуклонно возрастает. С одной стороны, это создаёт определённые трудности в деятельности клубных учреждений и сложности в выполнении планов платных услуг. Сегодня зачастую, хоть и освобождённые от "диктата", а заодно - и от типовых планов, программ, сценариев, которые оставалось лишь воспроизводить, некоторые клубные работники продолжают работать по старинке: кружки любительского творчества и дискотеки - вот и весь традиционный набор клубных услуг. С другой стороны, эта тенденция приводит к тому, что многие руководители и работники клубных учреждений всё активнее изучают своего посетителя и его социально-культурные потребности в свободное время, применяют новые маркетинговые технологии распространения своих платных услуг, пытаются выступить действительно современными менеджерами. Качество предоставляемых услуг начинает неуклонно повышаться, так как именно за качественную культурную услугу люди готовы платить. Наибольшей популярностью у населения пользуются следующие платные клубные услуги: концерты и спектакли, дискотеки и шоу-программы, игровые программы, вечера отдыха, проведение семейных торжеств, услуги компьютерных центров, услуги платных курсов, кружков, студий (в том числе спортивных) и другие .

Посетители готовы платить как за клубные профильные услуги, так и за непрофильные услуги клубов - аренда помещений, прокат спортивного инвентаря, прокат видеокассет и дисков. Безусловно, в этой связи следует решать ряд задач по укреплению материально-технической базы клубных учреждений: необходимо приобретать аппаратуру, костюмы, компьютерную технику и обеспечить подключение к сети Интернет .

Недопустимо, чтобы набор клубных предложений представлял собой усреднённый вариант, одинаковый для всех категорий и всех уровней города или села . Поскольку более 90% клубных учреждений функционируют в сельской местности, клубы играют важнейшую роль в сохранении региональной культуры, народных традиций. Клубные учреждения создают условия для эстетического, патриотического, духовно-нравственного воспитания населения. Именно они являются зачастую единственным очагом и центром культуры в населённом пункте .

Таким образом, мы видим, что культурно-досуговая сфера в Республике Беларусь имеет весьма развитую инфраструктуру и представлена деятельностью большого количества учреждений культуры, которые являются субъектами культурно-досуговой деятельности. Учреждение культуры не может функционировать без нормативно-правового регулирования и поддержки государственной политики в области культуры.

В сельской местности, в отличие от города, Дом культуры или сельский клуб зачастую являются единственными "поставщиками" культурных и досуговых услуг населению. Рассмотрев формы культурных услуг, мы приходим к выводу, что - наибольшей популярностью у населения пользуются массовые мероприятия, концерты, дискотеки и шоу-программы, конкурсно-игровые программы, вечера отдыха, театрализованные представления, праздничные мероприятия и народные гулянья народно-обрядовые праздники, праздники деревень и другое. Сегодня клубная аудитория расслоилась, каждая категория (дети, подростки, молодёжь, семьи, люди среднего и пожилого возраста) имеет свои запросы и потребности. Одним из действенных путей оптимизации деятельности клубного учреждения выступает чёткая ориентация направлений и форм его деятельности на удовлетворение социально-культурных потребностей тех возрастных, социальных, профессиональных аудиторий, которые входят в зону обслуживания клуба. Мы видим, что - именно за качественную культурную услугу люди готовы платить. Посетители готовы платить как за клубные профильные услуги, так и за непрофильные услуги клубов - аренда помещений, прокат спортивного инвентаря, прокат видеокассет и дисков. Мы выяснили, что культурно-досуговая деятельность представляет собой деятельность по удовлетворению людских потребностей в досуге. В рамках культурно-досуговых учреждений создаются условия для снятия определенного напряжения, раскрываются интеллектуальные, психолого-педагогические и образовательно-развивающие качества личности, раскрепощаются инициатива и самодеятельность.

Основы методического руководства

деятельностью учреждений культуры клубного типа

Социокультурная ситуация в обществе характеризуется постоянными преобразованиями, существенно меняется и структура социально – культурной деятельности. В современных условиях учреждения культуры осуществляют государственную культурную политику, направленную на достижение наивысшего уровня их деятельности и создания эстетически организованной среды, оказывающей свое воздействие на человека в условиях досуговой деятельности. Знание теоретико-методологических, методических и организационно- управленческих проблем в этой сфере дает возможность преодолевать возникшие в ней проблемы. Изучение теории, методики и организации социально-культурной деятельности позволит осмыслить роль и место учреждений культуры в социо-культурных процессах, уточнение их цели, задач и функций с одной стороны, и методического обеспечения практиков новой передовой методикой, эффективными средствами и формами работы, - с другой.

Модернизация социально-культурной деятельности во многом зависит от совершенствования системы методического руководства. Проблемы методического обеспечения деятельности учреждений культуры в настоящее время особо остры. Это объясняется все более усиливающимися противоречиями между назначением социокультурной деятельности и ее практическим воплощением. Поэтому основная цель методического руководства заключается в сокращении разрыва между проектирующей социально-культурной деятельностью и ее практическим воплощением, в обеспечении этого процесса всеми видами практической помощи в ее различных областях и формах.

Методическая деятельность - понятие, с которым связана любая организованная практика. Без методического обеспечения не может эффективно развиваться ни одна область человеческой деятельности.

Сформировавшаяся в течение последнего десятилетия система методического руководства клубными учреждениями области на сегодняшний день утратила свою значимость: в годы социальной нестабильности вопросы методического руководства, базирующиеся на изучении, анализе и распространении передового опыта в клубной работе отошли на второй план. Методика изучения и внедрения передового опыта перестала быть предметом специального изучения. В условиях возрастающих требований, предъявляемых в настоящее время к содержательной стороне деятельности клубных учреждений и реализации различных программ, повышается роль методических служб. Сегодняшнее время можно назвать периодом поиска новых решений, которые бы определили дальнейшие пути.

Но как показывает жизнь, формы работы, хорошо зарекомендовавшие себя, являются актуальными и сегодня. Необходимо только научиться трансформировать и использовать их с учетом досуговых предпочтений населения.

Модель методической службы предполагает осуществление методической деятельности, которая направлена:

На модернизацию содержания социокультурной деятельности;

На повышение профессионального мастерства работников культуры;

На своевременное оказание им методической помощи.

Организационно-методическое обеспечение деятельности культурно-досугового учреждения на уровне муниципального образования осуществляют методические службы различных видов:

Районные (городские) организационно-методические центры;

Районные (городские) информационно-методические центры;

Районные (городские) координационно-методические центры;

Методические кабинеты при культурно-досуговых учреждениях (РДК, ЦДК и пр.)

Методические (организационно-методические, информационно-методические, научно-методические отделы при муниципальных органах управления культурой).

Предметом деятельности районной (городской) методической службы является организационное, информационное, методическое и творческое обеспечение учреждений культурно-досуговой сферы и других организаций различных организационно- правовых форм, расположенных на территории муниципального образования (с 2006 года – городского округа или муниципального района) и ведущих работу по сохранению и развитию традиционной народной культуры, любительского искусства и социо-культурной деятельности.

Примерный перечень функций методической службы:

Методическое обеспечение и координация процессов сохранения нематериального культурного наследия, развитие народного творчества и социокультурной интеграции через сеть учреждений культурно-досугового типа, организаций других организационно-правовых форм, общественных объединений и творческих коллективов;

Организационное обеспечение муниципальных проектов и программ в сфере традиционной народной культуры, любительского искусства, социокультурной интеграции и патриотического воспитания;

Информационное обеспечение субъектов региональной культурной политики по предмету деятельности;

Творческое воплощение художественных проектов и программ, отражающих результаты государственной культурной политики по сохранению нематериального культурного наследия, развитию любительского искусства, социокультурной деятельности и патриотического воспитания;

Осуществление связей по вопросам организации и участия специалистов культурно-досуговой сферы и любительских коллективов в фестивалях, конкурсах и смотрах областного, всероссийского и международного уровней;

Разработка методик сохранения и интеграции традиционной культуры в современные общественные процессы;

Организация районных (городских) фестивалей, смотров, конкурсов, других общественно-культурных акций;

Сбор и фиксация на различных носителях образцов народного творчества;

Сбор и обобщение государственных статистических данных по сети культурно-досуговых учреждений муниципального образования;

Мониторинг деятельности культурно-досуговых учреждений, аналитическое обобщение творческих, досуговых и социокультурных процессов;

Создание базы данных по жанрам народного творчества, культурно-досуговой деятельности, правоприменительной практике и др.;

Разработка и издание методических материалов по различным аспектам народного творчества и культурно-досуговой деятельности;

Повышение квалификации руководителей и специалистов по народному творчеству и культурно-досуговой деятельности, передача навыков через систему постоянно действующих выставок, студий, мастер-классов,семинаров;

Обеспечение условий для работы комиссии по присвоению звания «народный коллектив», ведение базы данных о народных коллективах муниципального образования.

Примерный перечень услуг, оказываемых методической службой:

Разработка и методическая помощь в реализации комплексных социокультурных программ, разработка программ и проведение социологических исследований в сфере культурно-досуговой деятельности с формулированием итоговых практических рекомендаций;

Проведение фольклорно-этнографических экспедиций с расшифровкой собранных материалов;

Разработка сценариев и осуществление постановок массовых праздников и театрализованных представлений;

Обучение народным, художественным ремеслам, организация школ, студий, мастерских, классов;

Производство печатной, аудио-, видео- и кинопродукции;

Разработка методических материалов и учебных программ и т.д.

Продуктивность методического руководства зависит от решения следующих задач:

Создание системы информационного обеспечения методических органов и учреждений культуры, обеспечение практиков качественными методическими материалами, содействие в обмене передовыми методиками между учреждениями культуры;

Создание, апробирование и внедрение инновационных социокультурных программ с учетом изменяющихся общественных потребностей;

Создание банка данных о видах, формах и методах социокультурной деятельности; изучение новых технологий и разработка рекомендаций по возможности их использования с учетом специфики и реальных возможностей;

Оказание практической помощи учреждениям культуры в освоении новых методов, передовых методик организации и осуществления социально-культурных программ;

Издание справочно-информационного, сценарного методического, репертуарного материала;

Создание системы повышения профессионального мастерства работников культуры;

Ожидаемые результаты:

Создание оптимальных условий для развития системы методического обеспечения;

Разработка методического инструментария для организации эффективной информационно- методической деятельности клубных учреждений;

Создание банка данных опыта деятельности социально-культурной сферы Брянской области;

Повышение качества организации досуга местного населения, особенно сельского.

Эффективность методического руководства заключается в поиске, анализе передовых методик, их апробации, моделировании, внедрении в конкретных условиях социально-культурной деятельности; в регулировании процесса в соответствии с актуальными проблемами реструктуризации всех сфер жизни общества с учетом изменяющихся потребностей и уровня духовного развития различных групп населения.

Методическая служба может существовать:

Как специализированное учреждение (являться самостоятельным юридическим лицом или быть в составе централизованной структуры)

Как специализированное структурное подразделение (отдел, кабинет) в ведущем культурно-досуговом учреждении муниципального образования.

В целях укрепления межведомственных связей по организации культурно-досуговой работы с населением возможно создание межведомственных (межотраслевых) методических объединений.

В организации работы методической службы органы управления культуры руководствуются действующим законодательством, а также «Примерным положением о методической службе в сфере культурно- досуговой деятельности» (см.Приложение).

1.Волощенко Г.Г. Народный досуг: социокультурные аспекты генезиса и развития. СП, 1999.

2.Ерошенков И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условиях. М.,1994.

3.Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности. М.,1998.

4.Зазерский Е.Я.. Соломоник А.Г. Организация и методика клубной работы. М.Просвещение. 1975.

5.Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность. М.:МГУКИ, 1999.

6.Марков А.П., Бирженюк Г.М. Основы социокультурного проектирования. СПб., 1998.


Приложение

Проект

ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

о районной (городской) методической службе

в сфере культурно-досуговой деятельности

1.Общие положения

1.1.Районная (городская) методическая служба (центр, кабинет и пр.), именуемая далее РМС, создается в целях повышения качественного уровня организации деятельности по сохранению, поддержке и развитию народного творчества, культурно-досуговой деятельности, национальных традиций, любительского движения.

1.2.РМС находится в ведении муниципального органа управления культурой.

1.3. РМС осуществляет организационно-методическое руководство культурно-досуговыми учреждениями и коллективами народного творчества (независимо от их ведомственной принадлежности), изучение и обобщение передового опыта культурно-досуговой деятельности и любительского художественного творчества, его распространение и внедрение.

1.4.В составе РМС объединяются под единым руководством специалисты культурно-досуговой сферы, призванные осуществлять методическое обеспечение учреждениями культуры муниципального образования (городского округа, муниципального района).

2.Основные задачи и функции РМС

2.1. Основными задачами РМС являются:

Проведение анализа состояния и процессов развития художественного народного творчества и культурно-досуговой деятельности в муниципальном образовании;

Изучение культурных запросов и досуговых предподчениц жителей муниципального образования;

Изучение, обобщение и распространение передового опыта работы культурно-досуговых учреждений, клубных объединений и коллективов народного творчества;

Организационное обеспечение и творческое воплпщение муниципальных проектов и программ в сфере традиционной народной культуры, любительского искусства, социокультурной интеграции и патриотического воспитания;

Обеспечение культурно-досуговых учреждений репертуарно-методическими материалами;

Содействие развитию любительского художественного творчества;

Повышению художественного уровня репертуара и исполнительского мастерства участников художественной самодеятельности;

Осуществление мероприятий по подбору, воспитанию и повышению квалификации работников культурно-досуговых учреждений, руководителей коллективов художественной самодеятельности, любительских объединений и пр.

Изучение народных промыслов, ремесел, традиционной народной культуры муниципального образования, содействие их сохранению, развитию и популяризации.

2.2.Основным принципом деятельности РМС по совершенствованию работы культурно-досуговых учреждений является объединение усилий всех учреждений и организаций, призванных вести работу среди населения по формированию социально- активной личности.

2.3.Для выполнения основных задач РМС:

Анализирует статистические и отчетные данные о деятельности культурно-досуговых учреждений, развитии народного творчества;

Осуществляет постоянные связи с областными методическими структурами, организует проведение научных и социологических исследований, экспериментов по актуальным проблемам культурно-досуговой деятельности и народного творчества;

Участвует в разработке и реализации муниципальных проектов и программ в сфере традиционной народной культуры, любительского искусства, социокультурной интеграции и патриотического воспитания;

Организует и проводит зональные (окружные) и районные семинары работников культурно-досуговой сферы, стажировки вновь назначенных работников, контролирует выполнение плана повышения квалификации кадров на областных курсах и семинарах;

Оказывает помощь учреждениям культуры в формировании репертуара для коллективов художественной самодеятельности;

Разрабатывает методические материалы в помощь культурно-досуговым учреждениям с учетом специфики местного сообщества;

Распространяет и внедряет методические материалы, пособия, сценарии, рекомендации по развитию любительского художественного творчества, совершенствованию культурно-досуговой деятельности. Издаваемые центральными издательствами, областными методическими структурами, а также собственные материалы;

Формирует фонд репертуарно-методической литературы, аудио и видеотеку, базы данных по жанрам народного творчества, культурно-досуговой деятельности, правоприменительной практике и др.;

Принимает участие в организации, подготовке и проведении районных (городских) фестивалей, смотров, конкурсов любительского художественного творчества, смотров –конкурсов работы культурно-досуговых учреждений, других общественно-культурных акций, а также конференций, совещаний по проблемам культурно-досуговой деятельности и народного творчества;

Организует культурное обслуживание отдаленных малонаселенных пунктов и производственных участков силами культурно-досуговых учреждений, а при наличии творческих коллективов при РМС, своими собственными;

Выявляет потребность культурно-досуговых учреждений муниципального образования в специалистах с высшим и средним специальным образованием, вносит предложения по распределению молодых специалистов, организует сбор абитуриентов для поступления в учебные заведения культуры;

Организует экспедиции по изучению народных промыслов, ремесел, фольклора.

3.Права РМС

3.1. Районная методическая служба имеет право:

Проверять состояние работы культурно-досуговых учреждений и коллективов художественной самодеятельности на территории муниципального образования и вносить предложения по дальнейшему улучшению их деятельности;

Вносить на обсуждение муниципального органа управления культурой, общественного совета по культуре отчеты и сообщения руководителей культурно-досуговых учреждений, коллективов художественной самодеятельности и клубных объединений;

Принимать участие в разработке нормативных документов по вопросам развития культуры в муниципальном образовании;

Привлекать специалистов для разработки репертуарно методических материалов, создания сценариев, их редактирования и рецензирования, выступлений на семинарах, а также для подготовки эскизов, костюмов, оформления культурно-досуговых учреждений, изготовления наглядных и других пособий;

Устанавливать контакты с другими методическими службами области, организовывать обмен репертуарными и методическими материалами по культурно-досуговой деятельности и народному творчеству;

Проводить в установленном порядке показательные выступления (как на платной, так и на бесплатной основе) лучших любительских коллективов, другие массовые мероприятия;

Создавать на самоокупаемой основе платные кружки, школы, студии, творческие объединения и лаборатории.

4.Структура и штаты РМС

4.1.Структура и штаты РМС разрабатываются с учетом ее задач и функций и утверждаются органом управления культурой муниципального образования.

4.2.РМС имеет внештатных консультантов по основным направлениям культурно-досуговой деятельности и жанрам народного творчества из числа сотрудников РДК, народных коллективов, детских школ искусств и т.д., а также привлекает специалистов из организаций и учреждений других ведомств.

4.3.РМС имеет базовые культурно-досуговые учреждения и коллективы любительского творчества, осуществляет на их основе экспериментальную проверку перспективных методик. Ведущим базовым учреждением РМС является РДК.

5. Руководство РМС

5.1.Возглавляет РМС заведующий, который назначается и освобождается приказом руководителя органа кправления культурой муниципального образования.

5.2.При РМС на правах совещательного органа создается художественно-методический совет (или – районный (городской) межведомственный совет по культуре), в состав которого входят работники органов и учреждений культуры, представители творческих союзов и обществ, заинтересованных ведомств и организаций.

Положение о Совете и его состав утверждаются органом управления культурой муниципального образования.

5.3.РМС работает на основе перспективных и текущих планов, целевых комплексных программ, отчитывается о своей деятельности перед муниципальным органом управления культурой и областными методическими структурами в установленном порядке.

5.4.Реорганизация и ликвидация РМС производится в установлен

Семинар «Формы и методы работы учреждений культуры клубного типа: инновации и традиции» Основные вопросы семинара:

  1. Формы как способ реализации содержания деятельности учреждений культуры клубного типа.
  2. Классификация основных, традиционных, форм клубной деятельности.
  3. Инновационные формы культурно-досуговой деятельности.
  4. Средства и методы - структурная основа формы мероприятия.
Цели:
  1. Обучение основным формам и методам деятельности учреждений культуры клубного типа.
  2. Повышение квалификации специалистов культурно-досуговых учреждений.
  1. I . Формы как способ реализации содержания
деятельности учреждений культуры. К числу важнейших компонентов методики культурно - досуговой деятельности относятся формы деятельности учреждений элементов функционирования учреждения культуры, компонент культурно - досуговой деятельности. Под формами - программами культурно - досуговой деятельности следует понимать способы и приемы организации людей в учреждении культуры, по месту жительства в целях доведения до них определенного содержания. Формы - программы культурно - досуговой деятельности - не существуют сами по себе. По отношению к содержанию форма - программа носит зависимый характер. Каждое средство воздействия требует соответствующих форм организации людей. Отмечая зависимость форм и их правильное использование, в свою очередь, имеют большое значение. Формы - программы обладают известной самостоятельностью, они могут оказать и оказывают обратное влияние на содержание деятельности. От выбора форм часто зависит результат деятельности. Содержание деятельности должно обязательно облекаться в определенную форму. Формы работы клубных учреждений - это способы и приёмы организации клубной аудитории. Выбранная форма программы влияет на отбор содержания, а содержание, в свою очередь, лепит форму. Форма - это способ существования содержания.
  1. II . Классификация основных форм клубной деятельности .
В зависимости от способов организации клубной аудитории формы бывают индивидуальные, групповые и массовые. Индивидуальны формы:
  1. Беседы: в обыденном смысле - литературная или театральная форма устного или письменного обмена в разговоре между двумя и более людьми; - в философском и научных смыслах - специфическая форма и организация общения, коммуникации.
  1. Адресное обслуживание. Культурно-досуговая форма для определенной категории людей, ограниченных в возможностях передвижения. Относится к новым формам работы учреждений культуры.
  1. Консультации: объяснение, разъяснение каких-либо понятий. Ответы на вопросы. В полной мере относится к методическо-образовательным формам работы. Применимо к деятельности учреждений культуры может использоваться как составная часть какой-либо клубной формы (мастер-класс, адресное обслуживание, вечер-встреча и т.п.)
Групповые формы: А). Досуговые, развлекательные. 1.Вечера: это хорошая возможность организовать людей в определённом месте, отдохнуть, пообщаться, обсудить и проанализировать ситуации, проблемы и успехи. Вечера могут быть нескольких форм в зависимости от цели организации досуга:
  • Вечер-встреча. Это могут быть встречи с интересными людьми, с ветеранами, с поэтами села и т.п.
  • Вечер воспоминание. Может быть как отдельным мероприятием, но в большинстве случаев используется как составная часть других форм(например гостинная, вечер-встреча и др.)
  • Вечер отдыха. Это мероприятие развлекательного характера, с использованием разнообразного музыкального оформления, игр, конкурсов, танцев. Как разновидность вечера отдыха считается вечер-кафе – вечер отдыха за столиками, с использованием напитков и других продуктов питания.
  • Дискотеки. Танцевальные программы с минимальным использованием других средств и методов организации досуга.
  • Камерные формы организации досуга салон и гостиная - мероприятия для узкого круга лиц, связанных общностью интересов. Особенная чета - проведение их в небольшом, ограниченном пространстве, приближенном к домашней уютной обстановке с относительно небольшом количестве участников, где исполнители находятся в непосредственной близости от зрителей. В искусстве понятие «камерный» часто несет значение «сокращенный».
  1. Игровые программы: основной метод организации досуга в этих мероприятиях – игровые элементы. В зависимости от других используемых методов игровые программы могут быть:
  • Конкурсно-игровыми;
  • Театрализовано-игровыми;
  • Сюжетно-игровыми (например, по сюжету телеигр).
Б). Информационно-просветительские мероприятия несут яркую тематическую направленность и характеризуются наличием познавательного содержания, возможны элементы агитации и пропаганды (например, здорового образа жизни).
  1. Выставка (экскурсия) - это показ, каково бы ни было его наименование, путём представления средств, имеющихся в распоряжении человечества для удовлетворения потребностей, а также в целях прогресса в одной или нескольких областях его деятельности. Различают выставки периодические (временные) и постоянные. Для УККТ выставки, как правило, проводятся на протяжении небольшого промежутка времени, т.е. временные. Могут быть как отдельным мероприятием, так и составной частью другого мероприятия.
  1. Круглый стол - собрание в рамках более крупного мероприятия В современном значении выражение круглый стол употребляется с XX века как название одного из способов организации обсуждения некоторого вопроса.
Более того, зачастую круглый стол играет скорее информационно-пропагандистскую роль, а не служит инструментом выработки конкретных решений.
  1. Тематическая программа. Ее содержание, методы и приемы несут строгую тематическую направленность. Могут быть использованы элементы других различных форм мероприятий для достижения оптимального результата в донесении информации выбранной тематики до аудитории. Направленность может быть разной (патриотической, музыкальной, игровой, профилактической, экологической, литературной и др).
  1. Агитбригады – пропагандистская форма мероприятий. В настоящее время относится к устаревшим формам культурно-досуговой деятельности.
  1. 5. Лекции: устное систематическое и последовательное изложение материала по какой - либо проблеме, методу, теме вопроса и т. д.
Тренинги: метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков и социальных установок. Мастер-классы: форма и метод практического обучения и тренировки определенных навыков Лекции и тренинги не являются формами клубной работы, но могут применяться при проведении других форм информационно-просветительских мероприятий или занятий клубных формирований. В). Клубные формирования. 1.Любительские объединения или клубы по интересам. Создаются на добровольной основе самими участниками или специалистами культуры на базе КДУ. Их отличает общность интересов участников, свобода общения, свобода выбора форм и периодичности общения. Деятельность любительских объединений регламентируется положением о клубных формированиях и уставу конкретного объединения, принятого по согласованию с его участниками.
  1. Кружок – творческое объединение людей, имеющих общие интересы в сфере творчества, основной деятельностью которых является овладение определенными навыками творческой деятельности различных жанров (вокального, хореографического и др). Кружки – основа деятельности коллективов художественной самодеятельности.
Массовые формы. К массовым формам относятся зрелищные программы рассчитанные на большое количество зрителей и участников.
  1. Концерт - публичное исполнение музыкальных произведений, балетных, эстрадных и т. п. номеров по определённой, заранее составленной, программе.
  1. Спектакль - произведение сценического искусства. В основе спектакля в драматическом театре лежит литературное произведение - пьеса или сценарий, требующий импровизации, в музыкальном театре - сочинение музыкально-драматическое.
  • Литературно-музыкальная композиция – разновидность спектакля, отличием которой является комбинированное использование произведений нескольких авторов (поэтов, писателей, музыкантов)
  1. Ярмарка - регулярные торжища широкого значения: рынок, регулярно, периодически организуемый в традиционно определённом месте, сопровождаемый театрализованной концертной и игровой программой.
  1. Праздник - день торжества, установленный в честь или в память кого-нибудь, чего-нибудь, весёлое препровождение свободного времени; день какого-либо радостного события. Как форма организации досуга, праздник – это массовые развлекательные мероприятие, включающее в себя набор культурно-досуговых средств и методов, с использованием различных культурно-досуговых форм работы и имеющий относительно длительное продолжение во времени – не менее двух часов. Праздники могут быть:
  • Календарными (Новый год, День пожилого человека и т.п.);
  • Государственными (День Победы, День конституции и т.п.);
  • Фольклорными (Масленица, Спас, Троица и т.п.);
  • Семейными (день рождение, юбилей, свадьба и т.п.);
  • Профессиональные (день учителя, день строителя и т.п.).
  1. Бал - собрание многочисленного общества лиц обоего пола для танцев. Балы отличаются от обычных танцев или дискотеки повышенной торжественностью, более строгим этикетом и классическим набором танцев, следующих в заранее определённом порядке. Бал-маскарад отличается от бала наличием карнавальных масок или костюмов на присутствующих. В настоящее время в практике культурно-досуговых учреждений используются редко.
  1. 6. Конкурс. В культурно-досуговой деятельности – показательное соревнование. Мероприятие рассчитанное на широкий круг зрителей с заранее подготовленными участниками, с состязательными элементами, с конечной целью – выявление победителя.
  1. Фестиваль - массовое празднество, показ достижений музыкального, театрального, эстрадного, циркового или другого вида искусства без выявления победителя или определения рейтинга среди участников.
  1. Митинг – торжественное мероприятие, посвященное важному событию или дате.
  1. Парад – торжественное прохождение перед зрителями, публикой, войск, различных коллективов, организаций, движений или партий и т.д.
Это примерная классификация традиционных форм культурно-досуговой деятельности, которые используются специалистами культуры на протяжении многих лет. Нужно заметить, что довольно редко формы применяются «в чистом виде», в основном они дополняют друг друга или переходят из одной категории в другую. Например, конкурсно-игровая может перейти в дискотеку, а групповая форма вечер отдыха стать массовой при большом скоплении посетителей. Но некоторые утрачивают свою актуальность и востребованность, подвергаются видоизменению адаптируясь к современности. Как всеобщая закономерность на смену старого и в дополнение к традиционному приходит новое. III . Инновационные формы культурно-досуговой деятельности. Политические потрясения конца 1980 - начала 1990-х гг., последовавшие затем экономические преобразования привели к существенным переменам и в социально-культурной сфере. С идеологическим воспитанием и культурным обслуживанием было покончено быстрее, чем предполагалось. Сегодня все мы являемся свидетелями нового этапа в развитии культуры и досуга. На смену «культурно-просветительной работе» пришла та самая культурно-досуговая деятельность, о проблемах и перспективах развития которой сегодня много говорят и пишут. Само слово «деятельность» как бы характеризует развивающиеся в сфере свободного времени процессы: демократичность путей и способов организации досуговых акций, живое и непосредственное участие населения в реализации культурных проектов и программ. Во всяком случае с прежними трафаретно-шаблонными подходами и, казалось, застывшими на вечные времена методиками в организации досуговых занятий людей приходится расставаться решительно и бесповоротно. Высокие идеалы, во имя которых и велась вся культурно-просветительная работа в массах, и которыми руководствовались культработники, оказались нежизнеспособными. Потенциальная аудитория воспитательных культурно-досуговых мероприятий значительно расширилась, а ее реальные (не предполагаемые, как это было прежде) потребности резко изменились. Это обстоятельство поначалу поставило культработников в тупик: работать прежними методами они уже не могли, а новыми еще не овладели. В этой ситуации полпреды культуры, как это не раз случалось и раньше, пошли путем механического подражания западным образцам и стандартам, без должных к тому оснований перенося на российскую почву чуждый менталитету россиян заморский опыт. Появились игорные дома, казино, ночные бары и клубы, в которых можно услышать и увидеть многое из того, что еще недавно считалось запретным плодом. Прежние методы воспитания - осуждение и порицание, пресечение и наказание - и раньше-то были не особенно действенными, в условиях же полной вседозволенности, порожденной безграничной демократией (можно все, что не запрещено), они попросту не работают. Ни партийные догмы, ни профсоюзные дотации, ни комсомольский оптимизм, ни даже усилия общественности теперь не работают, надеяться стало не на кого, все экономические, управленческие и педагогические решения культработникам теперь приходится принимать самостоятельно. Словом, настало время основательно пересмотреть свой профессиональный багаж, искать инновационные подходы, овладевать новыми технологиями деятельности и управления. По сути дела, настает новый этап в развитии культуры и досуга. Современная культурология рассматривает культурно-досуговую деятельность как процесс создания условий для мотивационного выбора личностью предметной деятельности. Причем процесс этот определяется потребностями личности, ее интересами. Пришло время не просто снисходительно учитывать запросы потенциальной или реальной аудитории, но положить их в основу всей сегодняшней деятельности учреждений культуры. С развитием рыночных отношений культурно-досуговая деятельность вплотную приблизилась к маркетинговым технологиям, в основании которых как раз и лежит проблема поиска и удовлетворения потребностей отдельных граждан или социальных групп. Сама же культурно-досуговая деятельность постепенно трансформируется в индустрию досуга. Оптимизация деятельности культурно-досуговых учреждений лежит на пересечении нескольких направлений: критический анализ опыта наших предшественников и необходимость взять из него все, что еще может работать в современных условиях и способствовать решению сегодняшних задач; творческое использование зарубежного опыта (в равной мере годится опыт и ближнего, и дальнего зарубежья) организации досуга населения и, наконец, собственные неустанные поиски каждого культурно-досугового учреждения, каждого творческого коллектива и каждого творчески мыслящего работника культуры. Инновационные формы деятельности культурно-досуговых учреждений диктуются потребностями населения. К новым клубной работы формам можно отнести такие формы как:
  • Акция - это ограниченное во времени воздействие на целевую группу населения с целью популяризации и пропаганды. Публичные общественно-политические действия, ставящие целью привлечь внимание. Зачастую акции не имеют чёткой долгосрочной цели и не связаны с другими мероприятиями, в которые вовлечены их участники. Результат достигается с помощью ярких внешних атрибутов;
  • Корпоратив –точного определения этой форме пока нет, но можно определить как «праздник в коллективе, организации, компании, предприятии»
  • Шоу - мероприятие развлекательного характера. Как правило, проводится перед публикой. Имеет постановочный характер. Нечто показное, рассчитанное на шумный внешний эффект Может быть: авиационное, автомобильное, телевизионное, ледовое, световое лазерное, цирковое, политическое и др. Как форма клубной работы пока не сформировалась. Популярными видами комплексных досуговых программ являются шоу-программы, пышное костюмированное сценическое действие с участием «звезд» (в небольших городах - местного значения), динамически яркое, насыщенное спецэффектами, зрелищное, несущее в себе сквозной сюжет с завязкой, кульминацией и развязкой.
  • Флэшмоб - это заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей появляется в общественном месте, выполняет заранее оговоренные действия (сценарий) и затем расходится.
  • Тимбилдинг – это корпоративная ролевая игра направленная на сплочение коллектива. Можно к этой форме отнести любой корпоративный досуг;
  • Батл – это вид конкурса, поединок между группами или отдельными участниками с элементами экспромтной борьбы, демонстрации.
В настоящее время в структуре современной культуры все большее место занимают увеселительные программы, различные шоу, которым отводится значительная роль в деле идейного, нравственного и художественного воспитания людей, организации их быта и досуга. Конечно, досуговое творчество, которое является по преимуществу любительским, не всегда достигает высшего, профессионального уровня, тем не менее, оно, выступая в качестве надежного средства, раскрытия таланта каждого человека, имеет большой общественный эффект.
  1. IV . Средства и методы - структурная основа формы мероприятия.
Средства культурно - досуговой деятельности - это пути (каналы) или способы передачи содержания (идей, научных взглядов, событий, фактов, образов художественных произведений, жизненных примеров) в целях оказания влияния на сознание, чувства и волю посетителей учреждения культуры. В методике культурно - досуговой деятельности средствами называют инструменты, с помощью которых раскрывается содержание. Содержание деятельности, заключенное а ту или иную форму, невозможно реализовать без использования определённых средств. Средства - это основные инструменты, с помощью которых осуществляется социально - культурная деятельность, своеобразный “механизм” доведения содержания деятельности до аудитории. Они подразделяются на:
  • Художественно - выразительные средства : живое слово, музыка.
Живое слово - Слово как ведущее средство в социально - культурной деятельности. Живое слово - форма литературного, а иногда и ораторского искусства, художественное выступление, в котором текст, стихи, истории, эссе больше говорятся, чем поются. Музыка - вид искусства, художественным материалом которого является звук, особым образом организованный во времени.
  • Хореография , пение, драматургия.
Хореография - танцевальное искусство в целом. Один из древнейших видов творчества, выразительным средством которого служат движения человеческого тела, связанные с музыкальным сопровождением. Происхождение пения связано со стремлением человека выразить своё настроение в звуках голоса. Постепенно развиваясь, пение становится предметом особого искусства. Пение применяется не только в соло, но и в совместном исполнении (дуэт, трио, квартет, квинтет, хор, ансамбль, то есть пение солистов с хором). Драматургия - теория и искусство построения драматического произведения, а также сюжетно - образная концепция такого произведения. Драматургией называют также совокупность драматических произведений отдельного писателя, страны или народа, эпохи. Понимание основных элементов драматического произведения и принципов драматургии исторически изменчивы. Драма трактовалась как действие совершающееся (a не уже совершившееся) при взаимодействии характера и внешнего положения действующих лиц. Действие представляет собой известную перемену в известный промежуток времени.
  • Изобразительные средства : оформление клубного пространства (сцены зала, фойе, вестибюля, кружковых комнат и т.п.); свет, декорации, костюмы, видеоряд (кино, слайды, видео, телевидение)
  • Технические средства : световая, аудио и видеоаппаратура.
Свет - электромагнитное излучение, испускаемое нагретым или находящимся в возбуждённом состоянии веществом, воспринимаемое человеческим глазом. Нередко, под светом понимают не только видимый свет, но и примыкающие к нему широкие области спектра. Аудио - общий термин, относящийся к звуковыми технологиями. Зачастую под термином аудио понимают звук, записанный на звуковым носителем; реже под аудио подразумевается запись и воспроизведение звука, звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура. Видеоаппаратура - множество технологий записи, обработки, передачи, хранения и воспроизведения визуального или аудиовизуального материала, а также распространённое название для собственно видеоматериала, телесигнала или кинофильма, в том числе записанного на физическом носителе (видеокассете, видеодиске и т.п.).
  • Материальные средства : оборудование, инвентарь, музыкальные инструменты, канцелярские принадлежности, поделочные материалы (ткань, бумага, дерево, металл, глина, краски, пластилин и т.п.)
  • Финансовые средства - это совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежные средств. Обычно речь идет о целевых фондах государства или хозяйствующих субъектов (предприятиях). Важнейшим понятием в области финансов является бюджет.
  • Основное место занимают средства массовой информации , которые делятся на печатные и электронные. Они являются основным источником информации о событиях в мире политике, экономики, социальной сферы, науки, культуры, образования, спорта, шоу - бизнесы, используемой в культурно - досуговой деятельности.
Каждое средство служит носителем (передатчиком) того или иного содержания. В зависимости от характера содержания и назначения выбирается определенное средство или, чаще, набор средств. Арсенал средств культурно - досуговой деятельности разнообразен. Кадры должны уметь в каждом конкретном случае выбрать и использовать те из них, которые дадут наибольший эффект, будут наиболее действенными, обеспечат наилучшее выполнение задачи. Слово как ведущее средство в социально - культурной деятельности. Закономерности использования средств наглядности в культурно - просветительной деятельности. Закономерности использования художест - венных средств в социально - культурной деятельности. Оптимизация использования профессионального и самодеятельного искусства как средство культурно - просветительной деятельности во всех формах работы учреждений культуры. Принцип систематизации средств интеллектуально - эмоциональной выразительности социально - культурной деятельности. Следует отметить, что все средства между собой тесно взаимосвязаны и выбираются с учетом определенного объекта воздействия и тематической направленности мероприятия. Для успешного применения средств социально - культурной деятельности необходимо соблюдение следующих требований: выбор средств должен зависеть от цели мероприятия, воспитательной акции, так как именно цель определяет средство; количество и характер выбранных средств воздействия должны соответствовать задачам, причем недостаток средств, а также их избыток одинаково вредны; педагог должен в совершенстве владеть методикой применения средств социально - культурной деятельности, знать их слабые и сильные стороны. . Методы социально - культурной деятельности В культурно - досуговой деятельности имеется три родовых метода: метод иллюстрирования, метод театрализации, метод игры. Другие методы, используемые в культурно - досуговой деятельности, не относятся к родовым, в привнесены из других областей знаний: социологии, педагогики, психологии. Так, например, при планировании работы с конкретной аудиторией используются различные методы её изучения - методы социологического исследования. Для того чтобы создать культурно - досуговой программу недостаточно только хорошо разбираться в законах ее драматургического построения. Необходимо понимать, точно знать потенциальные возможности методов монтажа, иллюстрирования, театрализации и игры.. Метод иллюстрирования Суть метода иллюстрирования состоит в особой организации содержания информационного материала с помощью показа в какой либо форме. Говоря о методе иллюстрирования, следует иметь в виду, что он за счет синтеза различных эмоционально - выразительных средств осуществляет дополнение к информации, делая ее зримой. Во всех случаях в рамках однородного по содержанию информационно - развивающего материала, его иллюстрирование (показ) средствами искусства создает художественную форму, обладающую большой силой эмоционального воздействия. При этом иллюстрирование не просто вносит элемент художественности в содержание культурно - досуговой программы, а раскрывает, развивает, углубляет, конкретизирует тему. Одна и та же тема может быть проиллюстрирована по разному с учетом разнообразных художественных выразительных средств. Предпочтение методу иллюстрирования режиссер - постановщик отдает в зависимости от типа программы, ее формы, характера аудитории. По своей природе метод иллюстрирования соответствует типу информационно - просветительных программ, а в художественно - публицистических и культурно - развлекательных программах он может использоваться в качестве дополнительного метода. На практике сложились два вида иллюстрирования: художественное и наглядное. Например, в лекции, которая является и методом распространения знаний и формой культурно - досуговой деятельности, используется метод иллюстрирования в виде книжных выставок, фото стендов или экспозиций репродукций, художественного чтения, музыки, показа фрагментов из научно - популярных и документальных кинофильмов. Привнесение с помощью метода иллюстрирования элемента художественности в информационно - просветительную программу позволяет создать такую сценическую композицию, в которой документы, документальные кадры, фотографии в соединении с художественными образами - поэтическими, хореографическими, музыкальными - достигают эмоционального эффекта огромной силы. Метод театрализации Метод театрализации в современных досуговых программах состоит в соединении звуков, цвета, мелодии в пространстве и времени, раскрывающих образ в разных вариациях, просят их через единое “сквозное действие”, которое объединеняет и подчиняет себе все используемый компоненты по законам сценария. Метод театрализации – это художественно - педагогический метод, являющийся, с одной стороны, способом единства драматургической обработки материала по законам театра, где есть завязка действия, его развитие, кульминация и развязка, а с другой стороны художественно оформленное действие группы, коллектива или масс участников, являющееся стимулом игрового действия самой массы участников. Следовательно, метод театрализации предстает не как один из методов в культурно - досуговой программах, используемый во всех ее вариантах, а как сложный творческий метод, наиболее близко стоящий к театру, имеющий глубокое социально - психологическое обоснование. Метод игры Следующий родовой метод культурно - досуговой деятельности - игра. Игра также имеет свою теорию, это и метод и форма. Принято считать, что исходным, определяющим в игре является то, что участник игры создает себе мнимую ситуацию вместо реальной и действует в ней, выполняя определенную роль, сообразно тем собственным знаниям, умениям и навыкам, которые он при этом придает окружающим предметам. Переход действия в воображаемую ситуацию особенно характерен для развития игры в специфических культурно - досуговой деятельности. Игра здесь рассматривается как продукт развития, притом опережающего потребности практической жизни, как действие изнутри созревающих функций, рождающих функций, рождающихся во взаимоотношениях с окружающим миром. Метод игры в культурно - досуговой программе наиболее удачно сочетает в себе информационно - логическое и информационно - образное начала, синтезирующие просвещение, педагогику, искусство и творчество, обладающие необыкновенной силой воздействия на мысли и чувства человека. Практическое задание: Аудитории выдаются листы бумаги, на которых написаны разные формы работы. Нужно в течении 5-10 минут составить сценарный план мероприятия по заданной теме (одной для всех, например, международный женский день) и по указанной форме (для каждого своей). С такой ситуацией специалисты сталкиваются повседневно (есть тема, нужно выбрать форму). Данное задание демонстрирует разнообразие форм, широту выбора. Проходит обсуждение. При обсуждении выявляются факторы, которые могут влиять на решение при выборе формы проведения мероприятия. Заключение. Специалист социально - культурной деятельности центральная фигура воспитательного процесса, именно он является носителем цели и идеалов, идей, традиций, обладателем научных знаний и мастерства воспитания. Вопрос о методах культурно - досуговой деятельности - сложный. Дать их четкую классификацию очень трудно, но очевидно содержание работы, необходимость творческого подхода к выбору методов и приемов в деятельности учреждений культуры, которыми накоплен большой опыт использования различных средств, форм и методов в зависимости от обстановки и решаемых задач. Специалистам социально - культурной сферы владеть ими, уметь их творчески применять. Профессиональное мастерство специалиста учреждения культуры состоит в том, что бы из всего многообразия средств, форм и методов выбрать, те которые в каждом конкретном случае дадут возможность наилучшим образом решить стоящие задачи. В одном случае это будет тематический вечер, в другом - лекция, в третьем - концерт художественной самодеятельности и т.д. Нужны поиски новых, более эффективных сочетаний содержания, форм, методов и средств с целью вызвать у людей интерес, привлечь их в учреждение культуры. Список используемой литературы
  1. Гагин В.П. Выразительные средства клубной работы. Гагин В.П.: «Эксмо», 2005 г.
  1. Гагин В.П. Интересно ли в вашем клубе. Гагин В.П.: «Политиздат», 2000 г.
  1. Генкин Д.М. Организация и методика художественно - массовой работы Генкин Д.М.: «Просвещение», 2006 г.
  1. Гончаров И.П. Социально культурная - деятельность, учреждений культуры, клубного типа Гончаров И.П.: бизнес центр «Каретный двор», 2004 г.
  1. Жарков А.Д. Культурно - досуговая деятельность. Жарков А.Д. Чижиков В.И.: под научной редакцией академии РАЕН, 2002 г.
  1. Жарков А.Д. Культурно - досуговая деятельность: теория, практика и методика научных исследований. Жарков А.Д. Жаркова Л.С.: научное пособие «Феникс», 2002 г.
  1. Жарков А.Д. Организация культурно - просветительной работы\ Жарков А.Д.: «Просвещеие», 2003 г.
  1. Конович А.А. Театрализованные праздники и обряды\ Конович А.А.: «Москва», 2006 г.
  1. Красильников Ю.Д. Основы СКД/ Красильников Ю.Д. Киселёв Т.Г.: «Юрайт», 2006 г.
  1. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка\ Ожегов С.И Шведова Н.Ю.: «Москва», 2003 г.
  1. Стрельцов Ю.А. Методика воспитательной работы в клубе. Стрельцов Ю.А.: «Эксмо», 2004 г.
  1. Тригодин В.Е. Педагогика воспитательной работы в клубе. Тригодин В.Е.: «Дрофа», 2002 г.
  1. Тригодин В.Е. Клуб и свободное время\ Тригодин В.Е.: «Аст», 2003 г.
  1. Чижиков В.М. Методическое обеспечение культурно - досуговой деятельности\ Чижиков В.М.: МГИК, 2009 г.
  1. http://ru.wikipedia.org
  1. http://biblios.newgoo.net/t5404 - topic
  1. http://revolution./culture/00213325_0.html
  1. http://www.uspu.ru/specialnosti/107 - institut - psihologii/467 - socialnokulturnaja - dejatelnost



Контроль культурно-досуговой деятельности механизмами федерального уровня, новые задачи перед руководителями клубных учреждений

На сегодняшний день в законодательстве практически не существует нормативно-правовых документов, которые бы регламентировали культурно-досуговую деятельность учреждений культуры клубного типа. В связи с этим возникают некоторые трудности при определении миссии данных организаций, действующих во многих населенных пунктах РФ.

Проблемы регулирования культурно-досуговой деятельности

Как известно, культурно-досуговая деятельность не входит в список полномочий федерального уровня. На текущее время это является преимущественным правом региональных и муниципальных органов. Поэтому все федеральные законодательные акты имеют только рекомендательный характер.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: ,

Поэтому собрать и проанализировать информацию, касающуюся культурно-досуговой деятельности клубов, достаточно проблематично. В результате централизованные данные статистики практически полностью отсутствуют.

Если говорить о регулировании деятельности клубов на региональном уровне, то в этом случае также существует масса недоработок.

  • Ведь до сих пор региональными органами не утверждено Положение о культурно-досуговой деятельности, благодаря которому, можно было бы урегулировать любые вопросы, связанные с деятельностью подобных организаций.
  • Среди множества проблем клубных организаций стоит выделить проблему, которая касается работы кружков и студий. Сегодня и те, и другие действуют вне системы , то есть существуют как бы в отдельном вакууме. У многих из них со временем значительно снижается уровень мастерства.

Но вместе с тем стоит отметить активность некоторых руководителей творческих коллективов, которые являются настоящими энтузиастами и мастерами своего дела. На протяжении многих лет они работают над развитием потенциала и привлечением новых участников творческого коллектива.

  • В результате получается, что как для энтузиастов, так и отстающих созданы одинаковые условия, в которых для одних не существует возможностей для развития, а для других возможностей закрытия практически недействующего коллектива. Объяснить это можно отсутствием законодательных актов, которые бы регулировали не только программы, но и использование площадей.

Участие общественности, а также осуществление контроля за являются теми механизмам, которые вводятся на федеральном уровне и выдвигают перед руководителями клубных учреждений новые задачи. Для этого, конечно же, необходимо будет проделать большую работу.

  • Однако решение данных вопросов будет проблематичным. И главная проблема состоит в отсутствии стандартов качества в отношении культурно-досуговой деятельности.
  • Также большим препятствием является отсутствие конкретных целей деятельности и задач для их достижения при организации досуга .

Выводы по проблематике культурно-досуговой деятельности

Разновидности учреждений клубного типа

К учреждениям культурно-досугового типа относятся:

  • дворцы культуры;
  • дворцы молодежи;
  • культурно-спортивные комплексы;
  • центры ремесел;
  • дома народного творчества;
  • социально культурные центры;
  • информационно-методические центры и другие.

Преимущества культурно-досуговых учреждений

Но, несмотря на это, данные учреждения имеют некоторые преимущества по сравнению с музеями, библиотеками и театрами:

  1. Они не отягощены обязательствами, связанными с сохранением музейных ценностей;
  2. Для них не существует обязательных рамок постановки спектаклей;
  3. Их деятельность не ограничена определенными форматами.
  4. Они действуют не только в крупных и средний городах, но и в небольших поселениях городского и сельского типа.

Многофункциональный культурный центр

Благодаря выполнению огромного количества функций, клубное учреждение сможет приобрести новый статус – статус многофункционального культурного центра. Ведь именно эта форма институционной деятельности сегодня занимает передовые позиции в глобальном масштабе.

Сегодня клубные учреждения остаются единственными организациями культурно-досуговой деятельности многих населенных пунктов. Поэтому они имеют реальную перспективу выступать в качестве многофункциональных культурных центров, способствующих привлечению населения к культурной жизни.

Сегодня стоит уделить огромное внимание тщательной проработке стандартов деятельности домов культуры. Это позволит каждому пользователю понять их значение, ознакомиться с их деятельностью, статьее активным участником.

Современные дома культуры значительно отличаются друг от друга. Некоторые из них представляют собой внушительных размеров комплексы с огромными концертными залами. Другие же располагаются всего на нескольких десятках квадратных метров и имеют ограниченные возможности для развития.

Несмотря на разный масштаб и разные условия деятельности, у всех клубных организаций наблюдаются общие подходы к предоставлению наиболее актуальных услуг.

Организация гостевой зоны клубного учреждения

Главной задачей любой досуговой организации является привлечение и удержание посетителя. Дома культуры, выступающие в качестве междисциплинарных площадок, проводят разные мероприятия и занятия для пользователей различных возрастных категорий. Поэтому необходимо организовывать свою деятельность таким образом, чтобы посетителю хотелось не просто прийти, но и стать активным участником мероприятий.

Пользователю, впервые посетившему учреждение социально-культурной досуговой деятельности, иногда очень сложно сориентироваться в многообразии услуг, которые предоставляет центр. Представленные объявления часто отличаются хаотичностью и разнонаправленностью, а проконсультироваться иногда просто не у кого.

Поэтому взрослые посетители часто остаются в стороне от полезных и не менее интересных «взрослых» событий, а молодежь стесняется или лениться искать дополнительную информацию о работе учреждения. При этом для большинства потребителей остается в тайне и ценовая политика. Выходом из такой ситуации является организация «гостевой» зоны.

Гостевая зона учреждения клубного типа

Следуя советам специалистов, в зону приема гостей стоит включить следующие компоненты:

Место дежурного администратора

Необходимо установить стол, за которым дежурный сотрудник учреждения сможет проконсультировать посетителя по поводу интересующих вопросов.

В обязанности администратора входит:

  • выдача буклета;
  • решение проблемы «первого посещения»;
  • обеспечение связи с руководителями кружков и организаторами мероприятий;
  • предоставление новой информации и так далее.

Также администратор должен хорошо знать стоимость всех предоставляемых учреждением услуг и обладать информацией по поводу количества бесплатных мест в кружках и секциях.

Касса

Оптимальным вариантом является расположение в гостевой зоне кассы, которая работает в то же время, что и сам дом культуры. Ведь большинство пользователей не желают идти в банк, чтобы внести плату за ту или иную услугу. Положительный момент в данном случае – возможность оплаты с помощью банковской карты.

Особенно, если это учреждение расположено в населенном пункте городского типа. Отсутствие таких возможностей, как правило, вызывает негодование посетителей, особенно тех, которые являются платежеспособными.

Навигация

В зоне приема гостей нужно установить навигацию:

  • схему здания;
  • указатели;
  • таблички на кабинетах и так далее.

Все навигационные элементы должны быть выполнены в одинаковом стиле. Это способствует формированию единого эстетического пространства учреждения культурно-досуговой деятельности.

Место для отдыха и ожидания

К примеру, в клубе действует хореографический кружок и родителям часто приходится ждать своих детей. При отсутствии места ожидания они толпятся на улице, что достаточно неудобно, особенно в холодное время.

Поэтому оборудование такого уголка просто необходимо. Некоторые учреждения клубного типа устанавливают в зоне отдыха:

  • стулья;
  • столы;
  • диваны и банкетки;
  • обеспечивают wi-fi.

Дополнительные услуги

К примеру, в зонах отдыха можно разместить:

  • настольные игры;
  • установить компьютерные устройства;
  • обеспечить возможность выпить кофе.

В комнате гигиены можно установить:

  • пеленальный столик;
  • специальную подставку для того, чтобы ребенок смог достать до умывальника.

Поскольку современные потребители уже привыкли к тому, что практически во всех заведениях, будь то аэропорт, торговый центр или школа, предоставляются такие бытовые услуги, как:

  • наличие мыла;
  • туалетной бумаги;
  • хорошо работающей сушки в комнатах гигиены.

Поэтому отсутствие подобных услуг в клубных учреждениях часто вызывает негодование и составляет о нем не совсем положительное мнение.

Многие учреждения культурно-досуговой деятельности имели возможность на практике убедиться в том, что наличие комфортной зоны повышает интерес со стороны посетителей. Именно родители, а не бабушки и дедушки, стали чаще приводить детей на занятия. Свое время ожидания они проводят за приятной беседой, чашечкой кофе, просмотром выставки или чтением книги.

Реализация новых программ в домах культуры

Сегодня крупные дома культуры выступают в качестве центров творческих инициатив населения. Поэтому с целью активизации своей деятельности они могут предоставлять свои площадки для реализации различных проектов.

  • Стоит отметить, что в настоящее время в учреждениях клубного типа начала возобновляться незаслуженно забытая работа кружков научно-технического творчества. Это имеет большой плюс, поскольку привлекает к участию подростковую и мальчиковую аудиторию, которая не всегда изъявляет желание заниматься пением, музыкой или хореографией.

Пользователи старшего поколения с большим интересом относятся к деятельности подобных учреждений. Поэтому являются наиболее многочисленной и постоянной целевой аудиторией. Чаще всего они являются участниками фольклорных и хоровых студий. С большим удовольствием принимают участие в бесплатных мероприятиях.

Нынешние перемены требуют воплощения в деятельность домов культуры новых инициатив. А поскольку старшее поколение – это основная аудитория, то необходимо включать его в эти инициативы.

  • Достаточно востребованным направлением сегодняшнего дня является организация работы курсов компьютерной грамотности. Хотя данное направление активно ведется библиотеками, клубным учреждениям не стоит оставаться в стороне.

Отличным решением, которое вызывает особый интерес со стороны посетителей старшей возрастной категории является:

  • постановка документальных спектаклей, в основе которых лежат воспоминания людей преклонного возраста;
  • организация выставок архивных материалов;
  • проведение встреч поколений и так далее.

Очень важным моментов в данном случае выступает разработка программ для старшего поколения, которые должны быть тщательно продуманы и не менее тщательно подготовлены к реализации.

Перспективы развития клубных учреждений

Тем учреждениям клубного типа, которые претендуют на статус современного культурного центра, придется решать огромное количество различных проблем. Ведь, как известно, на сегодняшний день требует доработки нормативная база, практически отсутствуют стандарты, нет ориентиров для будущего развития данных учреждений.

В настоящее время одним из основных ресурсов городов и других территорий является творческий капитал. И именно деятельность культурно-досуговых учреждений позволит населению, независимо от возраста и рода занятий, реализовать свой потенциал.

Междисциплинарные возможности культурных центров позволяют комплексно и системно решать задачи, связанные с развитием городов и других территорий.

Материал проверен экспертами Актион Культура


© 2024
siamkem.ru - Люди и знаменитости