23.01.2024

Конспект урока по русскому языку на тему "«Мягкий знак (Ь) на конце имён существительных после шипящих. «Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих» - Урок Правописание мягкого знака после шипящих…


Данная разработка урока знакомит учащихся с правилом написания ь знака на конце существительных после букв шипящих согласных;

на этом уроке необходимо закрепить знания по теме “Имя существительное”;

совершенствовать умения распознавать существительные по родам;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка по теме

«Написание ь знака на конце существительных после шипящих»

Подготовила учитель начальных классов

МОУ СОШ№8 с Русского

Сергачева А.П.

26.02.2014уч.г.

Предмет: Русский язык, 3 класс

Тема урока «Написание ь знака на конце существительных после шипящих»

Цели урока:

Образовательная

знакомство учащихся с правилом написания ь знака на конце существительных после букв шипящих согласных;

закрепление знаний по теме “Имя существительное”;

совершенствование умения распознавать существительные по родам;

формирование умения применять на практике полученные знания;

Развивающая

развивать орфографическую зоркость, речевые умения;

развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление в ходе усвоения таких приёмов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, доказывать, работать по алгоритму;

Воспитательная

воспитание интереса к русскому языку;

воспитание аккуратности, любознательности, интереса к предмету;

воспитание читательской активности;

Задачи урока:

Углубить знания и представления учащихся об имени существительном, о написании мягкого знака.

Познакомить учащихся с правилом написании ь знака после шипящих в именах существительных.

Продолжить работу над умением работать с текстами.

Продолжить работу по развитию речи детей, творческого начала, пополнение их словарного запаса.

Дидактический материал

электронная презентация “Знакомство с правилом написания ь знака на конце существительных после букв шипящих согласных”

карточки с учебными заданиями, литературными текстами, таблички для оформления доски.

Ход урока

1 . Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Итак, ребята у нас на уроке сегодня присутствуют гости. Повернитесь, поздоровайтесь.

– Посмотрите-ка, ребята, к вам на урок русского языка пожаловал герой мультфильма “Вовка с тридесятого царства”. Он считает, что “всё-то он может, всё-то он знает, всё-то у него получается”, потому что в сказках ведь всё делается “по щучьему велению”. Верите ли вы, что в жизни, так же как и в сказке можно надеяться на чудо? Верите ли вы, что Вовка может измениться и делать всё и самостоятельно, и качественно?

– Проверим наши предположения (видео)

– Вовка своими руками сделал новое корыто для старухи! Как вы думаете, почему?

– А сможет ли он построить дом? Что для этого ему необходимо?

Девиз нашего урока “Ученье - путь к умению”

– Герои этого мультфильма будут нашими проводниками.

Повторить (царь)

Попробовать (старуха)

Подумать (Василисы Премудрые)

Найти (печка)

Потренироваться (Двое из ларца, одинаковых с лица)

– Ну что ж, в путь!

– Как вы думаете, кто из них первый? (Царь, потому что у него карточка со словом “повторить”, а чтобы узнать новое, нужно начать с повторения необходимого)

2 . Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Повторить (царь) Первым проводником является царь, который предлагает повторить раннее изученные знания о ь.

Минутка чистописания

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу

Я друзья от вас не скрою

Ручку я вот так держу

Сяду ровно не согнусь

За работу я примусь

Запишите число и классная работа.

мать

молот

сестра

щенята

дочь

Условия для поиска букв:

Выделить слова, содержащие мягкие согласные звуки;

Среди них найти лишнее слово;

Из него выписать буквы, обозначающие мягкие согласные звуки

(п. о.Буквы Н, Щ. Напишите эти буквы в соединение)

Какое правило напоминает сочетание этих букв? (п. о. в этих сочетаниях ь не пишется)

Работа на интерактивной доске.

– Прочитайте слова, подумай, везде ли нам необходим ь знак?

Даны слова: пал...то, плат...е, руч...ка, морков..., кон...ки, мощ...ный, кроват..., сосул...ка, мебел..., поч...товый, варен...е лещ, дочь

Какую работу выполняет в них ь знак?

Орфограмма сочетание букв ЧТ, ЩН, ЧК и т.д.

Ь – показатель мягкости согласного звука / смягчитель

Ь – разделительный / предупредитель

Н. ф. глагола, 2 л. наст.вр., буд.вр. / указывает на форму

Постановка проблемы урока

Кто сможет ответить на вопрос нужен ли ь в словах лещ, дочь или нет?

Секрет какой буквы мы сегодня узнаем?

Белка хвостик изогнула,

У пенёчка отдохнула.

Распушила хвост, да так –

Стал похож на …

(Мягкий знак.)

Назовите шипящие звуки?(ж,ш,ч,щ)

Игра «шипящие звуки»

Дети хлопают если услышали шипящий звук на конце.

Речь, дождь, мышь, грач, енот, плащ, самолет, врач, повар, шофер, малыш, актер

3. Следующим проводником является старуха, которая предлагает попробовать найти выход из данной ситуации.

Попробовать (старуха)

Работа в группах

  1. Речь, малыш.
  2. Грач, ночь.
  3. Мяч, вещь.
  4. Плащ, мышь.

ответьте на вопросы.

– Что общего во всех словах? (Существительные , на конце шипящий звук)

– Проведите анализ слов как часть речи.

– На какие II группы разделили бы слова? (Мужской род , женский род)

– На какие еще 2 группы можно разделить слова?. (Есть ь и нет ь.)

Что их отличает друг от друга. (Род.)

Физкультминутка.

4. Выявление места и причины затруднения.

Следующим проводником являются Василисы Премудрые,которые предлагают подумать и поработать по учебнику и в тетради на печатной основе.

Подумать (Василисы Премудрые)

7. Включение в систему знаний и повторение.

Проверить себя (золотая рыбка)

Диктант с взаимопроверкой

Клю ч , пе чь , кала ч , до чь, кирпи ч , ме ч , мело чь , ди чь , стере чь , пры щ , ро жь , бро шь , ве щь , ёр ш , мы шь , чи ж , камы ш, тушь - туш

Рефлексия деятельности.

Какую учебную задачу вы решали сегодня на уроке?

В чём возникли затруднения и удалось ли их преодолеть? (что получилось, какие задания понравились, над чем необходимо поработать завтра): повторить, попробовать, подумать, найти, потренироваться, проверить себя

Как вы думаете, построит ли Вовка дом старухе?

Действительно ли УЧЕНЬЕ – ПУТЬ К УМЕНИЮ?

Домашнее задание.

(детям раздаются индивидуальные карточки с заданиями)

8. Итог урока.


Методическая разработка урока русского языка в 3-б классе по теме «Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих»

Данный урок был разработан по новым стандартам ФГОС., по программе «Перспектива». В соответствии с ФГОС на уроке формируются 4 вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Тема урока: «Мягкий знак на конце существительных после шипящих»

Цель урока: знакомство учащихся с правописанием мягкого знака на конце имён существительных после шипящих.

Задачи:

Познакомить с правилом написания мягкого знака на конце существительных после шипящих;

Учить планировать и оценивать свою работу

Развивать память, мышление, внимание.

Воспитывать у учащихся толерантное отношение друг к другу, умение слушать мнение других и высказывать свою точку зрения;

Воспитывать самостоятельность, творческую активность.

Дидактические материалы: раздаточный материал (карточки)

Ход урока.

1. Мотивация к учебной деятельности.

— Добрый день, ребята! Сегодня наш урок я хотела бы начать с пословицы: «Каждый день прибавляет нам частицу мудрости»

— Как вы понимаете её?

— Наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаём эти знания и используем их.

— Давайте улыбнемся друг другу, подарим друг другу хорошее настроение. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения.

Сегодня на уроке, ребята, вам предстоит выполнить много интересных заданий, сделать очень важное открытие, а помощниками вам в этом будут: внимание, находчивость, ваши знания.

2. Актуализация опорных знаний и фиксирование затруднения

1)Минутка чистописания

Жж Шш Чч Щщ ьь

Что вы можете сказать про эти буквы? Какая из них лишняя?

Запишите эти буквы в тетрадь на первой строке, чередуя их.

Вторая строка: камыш, печь, рожь, мяч, дочь, малыш, плач, молодёжь

— Что можете сказать про эти слова. (это сущ-е, ед.ч, оканчиваются на шипящие звуки)

2)Фиксирование затруднения.

— Назовите одним словом данные определения:

Футбольное соревнование (матч)

Двенадцать часов ночи. (Полночь.)

Маленький ребёнок (Малыш)

Добыча охотника (дичь)

Какие затруднения испытывали в написании слов? (Где писать ь, а где – нет.)

— Какой вопрос возникает? (Почему в одних словах пишется ь после шипящих, а в других словах не пишется).

Кто догадался, какова тема сегодняшнего урока? (Правописание ь на конце существительных после шипящих).

Какую цель поставим перед собой на уроке? (Выяснить когда ь пишется, а когда не пишется)

3. Отработка способа действия. Построение алгоритма решения орфографической задачи

матч, полночь, мякиш, дичь

Запишите слова с мягким знаком на конце в один столбик, а без мягкого знака в другой.

Что объединяет слова первой группы? (сущ, ед ч., ж.р) А второй? (сущ., ед.ч., м.р.) Чем отличаются слова первой группы от второй? В каком роде мягкий знак пишется, а в каком не пишется?

Какой вывод можно сделать? (у существительных женского рода мягкий знак на конце пишется, у мужского рода — не пишется)

Это ваша гипотеза, верна ли она? Ответить на этот вопрос помогут страницы учебника.

Прочитайте правило, давайте сравним его с выводом, который мы сделали. Совпадают они? (да)

Мягкий знак после шипящих пишется на конце существительных женского рода. Это орфограмма.

А сейчас давайте поработаем в парах и попробуем составить алгоритм написания мягкого знака в слове ночь (дети работают в группах самостоятельно)

Составляется следующий алгоритм:

1. Определить часть речи.

2. Определить род.

3. Если существительное женского рода- мягкий знак пишется.

4. Если существительное мужского рода- мягкий знак не пишется..

(Проверяем и сравниваем)

Вернёмся к словам, которые писали на минутке чистописания, проверьте правильность нашей гипотезы.

А дайте проверим, не попадётесь ли вы в ловушку, выполняя такое задание?

Ноч.. – ноч..ка доч..- доч..ка

— В чём ловушка?

(Это совсем другая орфограмма).

4.Включение в систему знаний и повторение.

1)- Сегодня мы составили алгоритм правильного написания мягкого знака на конце существительных женского и мужского рода. А для чего? Когда вам пригодится этот алгоритмом? (Когда будем писать диктант, выполнять задания, для того, чтобы грамотно писать).

— А для того, чтобы проверить, хорошо ли вы всё усвоили, поработаем самостоятельно.

— Задание для самостоятельной работы вы найдёте на карточках, которые лежат у вас на партах.

— В данных на карточках словах вы либо пишите мягкий знак, либо не пишите. Докажите правильность своего выбора.

Ключ…, лещ…, печ…, вещ…, ноч…, мыш…, карандаш…, багаж…,карандаш…, мелоч…, глуш…, мяч…, тиш…

— Обменяйтесь карточками и проверьте правильно ли выполнил задание ваш сосед по парте (взаимопроверка).

5.Физминутка

Мы задания выполняли

И немножечко устали.

А теперь пришла пора

Отдохнуть нам всем, друзья.

Я буду называть существительные, а вы, если в слове мягкий знак пишется приседаете, если не пишется –хлопаете: ночь, клещ, вещь, дрожь, малыш, шалаш, кирпич, грош, мышь, товарищ, мяч, печь.

6. Самостоятельная работа

1)Спишите словосочетания, вставьте нужные слова с шипящей на конце.

Перочинный …, холодный …, полярная …, душистый …, скорая …, звонкий…

2)Игра «Четвёртый лишний»

Карандаш… плащ… мыш… шалаш…

Кирпич… мелоч… ноч… доч…

Туш… ключ….вещ…. печ….

Грач….помощ…. палач….калач….

7.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

— Скажите, над какой темой мы работали сегодня на уроке? Какую цель ставили?

Продолжите фразы:

До этого урока я не знал(а)…

Теперь я знаю….

Могу…

Результатом своей работы на уроке я …..

На уроке я работал(а)…

Моё настроение…

Я очень рада, что этот урок был для вас интересным и полезным и вам легко на уроке работалось. Спасибо за работу!

Тема: «Мягкий знак (Ь) на конце имён существительных после шипящих»

Цель:

1. Познакомить учащихся с правописанием мягкого знака на конце имён существительных после шипящих, выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода путём исследовательской работы;
2.
Развивать память, внимание, умение анализировать, делать выводы, умение работать в группе, умение действовать по алгоритму;

3. Воспитывать у учащихся уважения к языку, умения работать индивидуально и коллективно, умение слушать и высказывать свою точку зрения;

Тип урока: урок новых знаний.

Методы: словесный, наглядный, частично- поисковый, практический.

Оборудование : учебники, тетради; компьютер, проектор, презентация «Ь после шипящих», индивидуальные карточки с заданиями разного уровня, кроссвордом;

задания по карточкам с дифференцированным подходом, карточки с образцами написания букв; опорные карточки с определением работы ь знака в различных словах; опорные карточки со словами; опорная таблица с алгоритмом.

Аннотация: В ходе урока учащиеся знакомятся с правилом правописания мягкого знака на конце имен существительных после шипящих. В результате исследования и выделения общих и отличительных признаков имен существительных, учащиеся должны прийти к выводу об особенностях употребления мягкого знака в именах существительных после букв шипящих. Дети должны понять, что наряду с основными функциями Ь может также указывать на его форму – это имя существительное женского рода.

Ход урока

I . Организационный этап.

Здравствуйте, ребята!

Весёлый прозвенел звонок,

Вас позвал он на урок

Заниматься вам пора

Уроком … / русского языка / (дети) слайд 1

Садитесь. Давайте знакомиться. Сегодня урок русского языка проведу я. Зовут меня Гульнара Рафаиловна

Итак, ребята, мы отправляемся в дорогу,

Хорошее настроение возьмём себе в подмогу.

Сегодня мы с вами будем исследователями, открывателями, нам предстоит перелистать книгу Знаний (слайд 2 ), а для этого требуется выполнение определенных инструкций. Прослушайте первый инструктаж. Открываем первую страницу (слайд 3).

Будьте внимательными, слушайте и выполняйте всё, что она вам скажет.

II . Минутка чистописания.

Тетрадь наклонно положу.

Ручку правильно держу.

За посадкою слежу.

С чистотою я дружу.

На “отлично” напишу.

Кто внимательно слушал, тот ответит, группа каких согласных звуков встречаются в этом стихотворении чаще других. (Шипящие согласные звуки).

Какие согласные называются шипящими и почему? (При их произношении воздух выходит с шипением).

Назовите шипящие звуки. [Ч’], [Ш], [Щ’], [Ж].

Охарактеризуйте эти звуки.

Дети, а какими буквами они обозначаются? (ЧЕ, ША, ЩА, ЖЕ). (слайд 4)

- Напишите сегодняшнее число.

Мы потренируемся в написании этих букв.

Посмотрите на доску. Я предлагаю вам вот такую цепочку. (показ).

Пишем красиво, каллиграфически правильно, выводим каждый элемент.

Запишите пословицу:

Хорошую речь хорошо и слушать.

III . Обобщение знаний о мягком знаке.

Аккуратно написали

И нисколько не устали.

Наш урок мы продолжаем,

Прочитайте еще одну пословицу по книге Знаний: (слайд 5 )

Ученье – луч света, а неученье – тьма.

Что общего в этих пословицах? (Об учебе. В обеих встречаются шипящие. В обеих пословицах встречаются слова с мягким знаком ).

А что это за буква “ь знак”? Обозначает ли она какой-либо звук? (Нет ).

Зачем же она тогда нужна в русском языке? Может быть она безработная?

Как вы думаете, чем будем мы заниматься на сегодняшнем уроке ? ( Сегодня мы повторим, для чего нужен ь знак, что мы знаем о его работе и, наверно, узнаем о нем что-то новое) .

Задание 1. Рассмотрим слова с Ь из пословиц

Какова роль ь в словах: тьма, ученье, слушать (карточки на доске)

Укажите грамматические значения.

Ученики объясняют работу ь знака. Рядом с каждым словом прикрепляется карточка, на которой указана работа ь знака.

тьма – Ь- показатель мягкости согласного.

ученье – ь – разделительный.

слушать – ь – показатель грамматической формы слова.

Обобщение: ь знак может выполнять в словах 3 работы :

Указывать на мягкость предыдущего согласного;

Предупреждать о появлении звука [й’] после согласного звука перед гласным;

Выполнять грамматическую работу (указывает на неопределенную форму глаголов).

I V. Постановка проблемы.

Создание ситуации, приводящей к постановке учебной задачи.

В какую группу вы запишите слово речь ? Для чего в нем пишется ь знак? Только ли в глаголах Ь указывает на грамматический признак? Давайте выясним по книге Знаний (слайд 6)

Внимание на экран .

Прочитайте слова:

МЕЧ

РОЖЬ

ДУШ

ХВОЩ

РЕЧЬ

МОЩЬ

НОЖ

РОСКОШЬ

Лексическое значение, каких слов вам непонятно?

(Возможные затруднения: роскошь – богатство, “великолепие”; хвощ – травянистое растение; мощь – могущество, сила.)

Давайте спросим у книги Знаний, что такое ХВОЩ и т.д.)(слайды )

Какой частью речи являются эти слова? (это имена существительные )

Докажите, что это имена существительные.

Чем они похожи? Что ещё общего в них? (существительные ед. числа, с шипящими на конце).

Ребята, давайте проведём наблюдение над словами МЕЧ и РЕЧЬ.(карточки)

Произнеси слово речь ).

Произнеси слово меч . Выдели последний звук. Дай характеристику последнему звуку. (Звук – согласный, глухой, непарный, шипящий, мягкий ).

Верно, звук [Ч"] – всегда мягкий. Нужен ли Ь для обозначения мягкости согласного [Ч"]?

Но тогда почему в одном слове пишется Ь, а в другом – нет?

- На этот вопрос мы сегодня и попробуем дать ответ.

Давайте прочитаем, как эту тему формулируют авторы учебника (Открывают тему , читают название раздела на с.109).

(слайд 7-8)

Чему вы должны сегодня научиться? (Мы должны научиться узнавать, различать слова, в которых после шипящего пишется Ь ).

Конечно, учебник поможет вам ответить на этот вопрос, но мне кажется, мы сможем сделать это самостоятельно, ведь мы, же исследователи..

V. Открытие детьми нового знания.

Поэтому давайте вновь обратимся к этим словам. (слайд 9)

Мы с вами определили, что эти слова имена существительные, в единственном числе, они оканчиваются на шипящий звук.

А какого рода эти имена существительные? (м.р. и ж. р .). А как правильно определять роль существительного?

Распределите имена существительные в два столбика:

женского рода в первый столбик,

мужского рода – во второй столбик.

Кто желает работать у доски? (2 ребёнка работают у доски, остальные записывают слова в тетради).

Докажите свой выбор.

Подчеркните в написанных словах буквы, обозначающие шипящие звуки, двумя чертами, Ь – одной чертой. (Подчёркивают).

Так обозначается эта орфограмма.

Обратите внимание, у существительных какого рода после шипящего пишется Ь?

Вывод : Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных пишется только в существительных женского рода в ед. ч., в существительных мужского рода с шипящим на конце “ь” знак не пишется. Это орфограмма.

Проверим, верны ли наши выводы? Откройте упражнение174, допишем слова в начатые столбики. (объясняется значения слов «плюш» и «пустошь») (слайд 10) Плюш ворсовая ткань. Применяется для пошива и отделки одежды, обивки мебели, изготовления покрывал, занавесей и т.п.

Пустошь , -и, жен. Невозделанный участок земли, заросший травами, мелким кустарником.

Объединив свои выводы, сформулируйте правило: когда пишется ь после шипящих у существительных?

Сравним его с определением в учебнике. (читают про себя и вслух по слайду 11 )

Значит, Ь является ещё и показателем женского рода имён существительных.

VI. Физкультминутка.(слайд 12)

Потрудились – отдохнуть,

Нужно, без сомнения.

Дружно быстренько встаём,

Выполним движения.

(звучит музыка).

VII . Работа над текстом правила. Отработка способа действия.

Построение алгоритма решения орфографической задачи.

1 . - Ответим на вопросы: (слайд 13)

1. С какой новой орфограммой вы познакомились ?

2. Как обнаружить в слове место этой орфограммы? (Шипящий звук слышится на конце слова или на конце существительного написана буква ч, щ, ж, ш. Значит, после нее орфограмма. )

3. Что является главным в выборе написания? (Род имени существительного .)

4. Как вы думаете, какой из трех случаев подходит для объяснения, почему пишется Ь в существительных? ( Оказывается, не только в глаголах Ь указывает на грамматический признак, но и у существительных; он указывает на род)

Практическая работа.(упр.175 устно)

А сейчас настало время применить ваши знания о работе Ь на практике. Найдите из упр.175 слова, которые выполняют первую (2, 3) работу Ь. Назовите их.

Что необходимо сделать?

Какова роль Ь в словах?

Вывод:

Хотя Ь и не обозначает звука, он является очень важной трудолюбивой буквой.

2 . Составление алгоритма.

Как вы будете действовать, чтобы определить, нужно или не нужно писать букву Ь на конце существительного после шипящих? Давайте составим алгоритм действий.

С чего, с какого вопроса мы начнем работу? (Слышу шипящий на конце слова? Это имя существительное?) (Да или нет.)

Если ответ нет, какой делаем вывод? (Этой орфограммы здесь нет .)

Если ответ да, что определяем дальше? и т.д.

Составляется алгоритм.(слайд 14 )

Такой же алгоритм лежит у каждого на парте.

VII I. Закрепление изученного.

Вновь работа собирает,

Время даром не теряй,

Книга Знаний предлагает

Нам страницу “Закрепляй”.(слайд 15)

1. Работа в группах.

Игра «Найди друзей» . Работа с сигнальными карточками.

Если слово дружит с Ь, поднимаем сигнальную карту, а если нет – то показываем другую сторону. А чтобы сделать эту работу оживленнее мы сделаем так, если увидите слово женского рода, то встают девочки, а если слово мужского рода – то встают мальчики. (Дети объясняют правописание имен существительных). Слайды .

Внимание на экран.(мяч_, ландыш_, печ_, ключ_, мелоч_, много туч_ – мн.ч., жен.р.)

(Ребята, которые показали неправильную карточку, доказывают свой выбор).

Хорошо, молодцы! Вы все справились с заданием!

Вывод: на написание Ь после шипящих в конце существительных влияют род и число.

2. Работа по карточкам с разноуровневыми заданиями (по выбору учащихся).

- Тему урока все поняли?

Ответьте с помощью нескольких слов

Из ваших карточек разных цветов.

Главное, правило вспомните!

(слайд)

    Если вы считаете, что очень хорошо поняли тему, возьмите красную карточку (тут необходимы знания и других тем).

Задание - подобрать к словам близкие по смыслу имена существительные с шипящими на конце, выделить орфограмму и указать род.

Карточка № 2 (высокий уровень).

Задание: Подберите к словам близкие по смыслу имена существительные с шипящими

на конце. Обозначьте изученные орфограммы, определите род.

Доктор, друг, тьма, охранник, богатырь.

Если вы считаете, что поняли тему, но еще немного сомневаетесь в себе, возьмите зелёную карточку.

Задание - образовать от данных слов имена существительные в ед.ч., выделить орфограмму и указать род.

Карточка № 3 (средний уровень).

Задание: Образуйте от данных слов имена существительные в единственном числе.

Обозначьте изученные орфограммы, определите род.

Врачевать, товарищеский, ночной, сторожить, сильный.

    Но если вы считаете, что еще не до конца поняли, возьмите синюю карточку.

Задание - написать имена существительные в единственном числе. Выделить изученную орфограмму, определить род.

Карточка № 1 (низкий уровень).

Задание: Напишите данные имена существительные в ед.ч. Обозначьте изученные

орфограммы, определите род

Врачи, товарищи, ночи, сторожа, силачи.

Подумайте и возьмите ту карточку, с заданием, которого вы точно справитесь.

(Выполнение в тетради и проверка работ). (слайды)

Проверять будем одновременно. Хотя вы выполняли разные задания, ответы должны получиться одинаковые.

Какое первое имя существительное вы написали? Поднимите руки, у кого так же. Спросим у книги Знаний.

А как вы написали это слово? А что нам скажет книга Знаний?

(Правильные ответы: врач, товарищ, ночь, сторож, силач ).

Кто выполнил задание без ошибок? Молодцы!

IX . Обобщение.

Время подвести итог

Пошел ли урок ребятам впрок?

- Дорогие исследователи! Какое открытие вы сегодня сделали? (Правило написания мягкого знака после шипящих.)

Итак, когда на конце существительных после шипящих пишется Ь?

X . Домашнее задание. Выставление отметок.

(слайд)

Кроссворд с заданием – домашняя игра,

В ней вам поможет ряд загадок,

Родственные к ключевому подберите слова –

В тетрадях будет у вас порядок.

Дома я предлагаю вам разгадать кроссворд с заданием.

Загадки.

Если хорошо заточен,

Все легко он режет очень. (Нож).

Утка в море, хвост на заборе. (Ковш).

Зимой дрова ест, а летом спит. (Печь).

Под полом таится, кошки боится. (Мышь).

Задание: подбери к ключевому слову однокоренные слова, составь с ним предложение.

При выполнении домашнего задания вам большую помощь окажет правило – алгоритм.

Сегодня на уроке самыми активными были …… Они давали правильные ответы и получают отметки “5”.

XI . Рефлексия.

Сегодня я разглядела в ваших глазах огонёк пытливости, любознательности. Хочу пожелать вам, чтобы этот огонёк не угасал с годами, а открытия, которые вы совершаете день за днём со своими учителями, помогли бы вам преодолеть все трудности учёбы.

(слайд)

Чтобы ученье не была для вас тьмой, а свет знаний освещал вашу дорогу, давайте воспользуемся звёздами, которые лежат у вас на партах. Они разного цвета. Поднимите соответствующую звёздочку:

Если было интересно и легко на уроке, возьмите жёлтую (самую яркую).

Если иногда были трудности, сомнения – розовую.

Если не разобрались в теме – голубую.

(Дети показывают звёзды.) (слайд)

Посмотрите. Сколько много жёлтых звёзд.

Я очень рада, что этот урок для вас был интересным и познавательным.

Спасибо всем за работу! Желаю удачи!

Словарно – логические упражнения:
-Замените одним словом, запишите слова в соответствии с правилом правописания Ь, определите род, подчеркните Ь.
Чёрная птица, вестник наступающей весны (Грач)
Футбольное соревнование (Матч)
Предмет, на котором ездил Емеля (Печь)
Без него не откроешь замок (Ключ)
Его надевают в дождь (Плащ)
Маленький ребёнок (Малыш)
Добыча охотника. (Дичь)
Середина ночи. (Полночь)
Все предметы для запряжки лошадей. (Упряжь)
Тихая безветренная погода. (Тишь)
Мелкие деньги. (Мелочь)

Тема урока : «Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих».

Цели урока :

1.Предметные: познакомить с орфограммой «Ь после шипящих на конце имен существительных женского рода »; выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода путем исследовательской работы учащихся.

2.Регулятивные: учимся работать по составленному алгоритму.

Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала

Организационые формы урока: фронтальная, индивидуальная, парная

Урок построен в технологии проблемного обучения

Средства обучения: карточки с рисунками, словами, сигнальные карточки с буквой «ь», толковый словарь Ожегова; компьютер, интерактивная доска.

Ход урока

1. Организационный момент.

Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала.

Надеюсь, что все приготовились к уроку и будут хорошо работать. Ведь нам сегодня нужно посетить страну имён существительных, вспомнить всё, что мы уже о них знаем, и получить новые знания. Желаю всем успеха и удачи!

Какие правила мы должны соблюдать, чтобы путешествие открыло нам что-то новое? (Должны быть активными, внимательными, должны слушать друг друга )

2. Актуализация знаний.

Сегодня на уроке мы много будем говорить о мягком знаке.

А что это за буква –« ь»?

Обозначает ли она какой-либо звук?

Сейчас мы повторим, для чего нужен «ь» знак, что мы знаем о его работе и, наверно, узнаем о нём что-то новое.

Вспомните, какую роль выполняет мягкий знак, и разделите эти слова на группы.

…льбом, к…ньки, речь, с…л…вьи, врач, мышь, авт..мобиль, деревья, марш.

Какие группы у вас получились?

Какова роль мягкого знака в этих словах?

Зачитайте слова со смягчающим «Ь». (Альбом, коньки, автомобиль )

Зачитайте слова с разделительным «Ь». (Соловьи, деревья )

3. Постановка учебной проблемы.

Какие слова не вошли ни в 1 ни во 2 группу? (Речь, мышь, врач, марш )

На какие 2 группы можно разделить эти слова?

Можете ли вы объяснить известными правилами употребление мягкого знака в словах речь и мышь?

По какому признаку (кроме наличия мягкого знака) слова распределены по группам? (По родам, по последнему звуку.)

Что заметили в словах?

(Почему-то в одних словах после шипящей пишется мягкий знак, а в других нет).

Какая проблема встает перед нами? (Нам надо узнать, когда на конце имен существительных после шипящих пишется мягкий знак, а когда нет ).

4. «Открытие» учащимися нового знания.

Выдвижение гипотез.

В чём возникли затруднения?

(На конце слов в каждой паре шипящие одинаковые, а мягкий знак пишется не всегда, от чего это зависит, мы не знаем ).

Какую цель поставим на уроке?

Необходимо выяснить, в каких словах после шипящих пишется мягкий знак.

Выскажите свои предположения. (Предположения детей )

Давайте проверим, кто из вас оказался прав.

Проверка гипотезы.

Прочитайте задание 1. Стр. 58. обсудите в парах проблему, когда пишется Ь, а когда не пишется. Сделайте вывод.

Давайте проверим, какие выводы вам удалось сделать.

У существительных, оканчивающихся на шипящую,

в М. р.- не пишется «Ь»

в Ж. р. пишется «Ь».

5. Первичное закрепление.

Внешнее оформление новых алгоритмов.

Какова же работа мягкого знака в этих словах?

Он указывает на род имени существительного.

(Есть мягкий знак после шипящего – ж. р., нет мягкого знака – м. р.)

Какой вывод можно сделать?

(Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных пишется только в существительных женского рода в ед. ч., а у существительных мужского рода с шипящим на конце мягкий знак не пишется ).

Фиксирование уже оформленного знания.

Прочитаем правило в учебнике и сравним со своими ответами.

Прочитаем правило вслух.

Физкультурная минутка.

Прочитайте задание № 3 в учебнике. (Определи род имен существительных, реши, в каких существительных нужен мягкий знак.)

Давайте подумаем, какие шаги нам необходимо выполнить, чтобы правильно сделать это упражнение?

1.Читаю или произношу слово.

3. Внимательно слушаю звуки на конце слова.

4. Если слышу шипящий звук, определяю род имени существительного.

5. Если существительное мужского рода, то «Ь» не пишу.

Если существительное женского рода, то «Ь» пишу.

(В ходе обсуждения “шаг за шагом” на доске появляется совместно выработанный алгоритм).

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону и самооценкой в классе.

Самостоятельная работа учащихся по учебнику.

Следуя составленному алгоритму, выполните задание.

Проверка. Эталон на доске.

Сверьте свою запись с записью на доске.

Кто может объяснить свои ошибки? На каком этапе бала допущении ошибка?

Что надо повторить, чтобы в последующем избежать ошибок?

7. Повторение.

Включение в систему знаний и повторений.

Зрительный диктант.

Запишите в тетради названия растений и животных, или предметов, которые вы видите на карточках. В парах проговаривая шаги проверки.

Обязательно над словом напишите род этого слова.

Для чего надо определит род? (Чтобы определить в каких существительных нужен мягкий знак.)

На доске слайды с картинками. (Душ, мышь, мяч, нож, вещь, ландыш, камыш, дичь, морж).

Какой сделаем ВЫВОД на уроке?

Какова роль мягкого знака в словах, оканчивающихся на шипящие? (Распознание рода имён существительных.)

8. Рефлексия деятельности.

Какую цель ставили сегодня на уроке?

Удалось ли нам ее достичь?

С какими трудностями столкнулись?

Удалось ли их преодолеть?

Над чем еще надо поработать?

Домашнее задание. Если вы выполнили самостоятельную работу без ошибок, ваше задание №6. Если на уроке вы допускали ошибки, дома вы выполняете задание №4.

26.02.2017 14:02

Цель урока

Задачи: . Выявить грамматическую функцию мягкого знака на конце существительных после шипящих как показателя женского рода путем исследовательской работы учащихся. . Развивать память, мышление, внимание. . Воспитывать самостоятельность, творческую активность.

Просмотр содержимого документа
«правописан. ь после шипящ.3 кл.(на сайт)»

Филиал Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Основная школа Сельхозтехника» - Ново-Усадская основная школа

Конспект открытого урока

русского языка в 3 классе по теме

"Мягкий знак на конце существительных после шипящих"

Конспект составила:

учитель начальных классов 1 квалификационной категории

Сангалова Т.В.

2015 г.

Тема урока : «Мягкий знак на конце существительных после шипящих»

Тип урока : открытие нового знания

Цель урока : знакомство учащихся с правописанием мягкого знака на конце имён существительных после шипящих.

Создание условия для формирования умения писать слова с новой орфограммой.

Задачи:
Выявить грамматическую функцию мягкого знака на конце существительных после шипящих как показателя женского рода путем исследовательской работы учащихся.
Развивать память, мышление, внимание.
Воспитывать самостоятельность, творческую активность.


Планируемые результаты:

Предметные:

Уметь распознавать существительные по родам;

Уметь писать слова с новой орфограммой.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: Уметь определять и формулировать тему и цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные УУД: Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме, работать в группе

Познавательные УУД: Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы; работать по алгоритму

Личностные:

Умение адекватно оценивать свою работу;

Толерантное отношение друг к другу, уважение к мнению других.

Ресурсы : компьютер, проектор, мультимедийная презентация; учебник русского языка В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого. Москва "Просвещение", 2013 год; электронное приложение к учебнику, рабочая тетрадь, карточки для парной, групповой и самостоятельной работы.

Технологии обучения: обучение в сотрудничестве, технология проблемно-диалогического обучения, здоровьесберегающая технология.

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Мотивация к учебной деятельности.

Мотивация к учебной деятельности.
- Добрый день, ребята! Давайте улыбнемся друг другу, подарим друг другу хорошее настроение. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения.
Сегодня на уроке вам предстоит сделать очень важное открытие. Для этого вам надо слушать внимательно, работать старательно, ведь мы будем работать над очень интересной и важной темой.

Работать вы будете в группах.

Я предлагаю вам оценивать свою работу и работу своей группы на каждом этапе урока и отмечать на шкале (у учащихся на партах лежат листы со шкалой самооценки).

Приветствует учащихся, создаёт эмоциональный настрой.

Настраиваются на работу.

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое.

Регулятивные : нацеливание на успешную деятельность.

2.Актуализация опорных знаний


1) Минутка чистописания

2) Фиксирование затруднения. Создание проблемной ситуации (с затруднением).

Жж Шш Чч Щщ ьь
- Что вы можете сказать про эти буквы? Какая из них лишняя?

Запишите эти буквы в тетрадь на первой строке, чередуя их.

Какую роль играет мягкий знак в словах?

Слайд 1

Мягкий знак – хитрый знак.
Не сказать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.

Вторая строка:

Ночь плащ мышь этаж
- Что можете сказать про эти слова?

(это сущ-е, ед.ч, оканчиваются на шипящие звуки)

- Назовите одним словом данные определения
-Футбольное соревнование (матч)
-Двенадцать часов ночи (Полночь)
-Добыча охотника (дичь)

Какие затруднения испытывали в написании слов?

(Где писать ь, а где – нет.)

Какой вопрос возникает?

(Почему в одних словах пишется ь после шипящих, а в других не пишется).

Кто догадался, какова тема сегодняшнего урока?


Слайд 2

Какую цель поставим перед собой на уроке?



Организует диалог с учащимися, создаёт условия для повторения ранее изученного материала.

Включает учащихся в обсуждение проблемного вопроса, подводит уч. к выводу о новой роли мягкого знака в русском языке.

Организует формулирование темы урока учащимися, его цели.

Участвуют в обсуждении проблемы, формулируют собственное мнение и аргументируют его.

Называют тему: Правописание ь на конце существительных после шипящих.

Называют цель: Выяснить когда ь пишется, а когда не пишется

Познавательные:

Умение проводить сравнения по заданным критериям.

Коммуникативные:

Уметь оформлять мысли в устной форме.

Регулятивные:

Уметь формулировать тему и цель урока.

3.Отработка способа действия.

Построение алгоритма решения орфографической задачи

Слайд 3

На какие две группы можно разделить эти слова?
-Запишите слова с мягким знаком на конце в один столбик, а без мягкого знака в другой.
-Что объединяет слова первой группы? (сущ, ед ч., ж.р)

А второй? (сущ., ед.ч., м.р.)

Слайд 4

Чем отличаются слова первой группы от второй?

В каком роде мягкий знак пишется, а в каком не пишется?

Слайд 5

Какой вывод можно сделать?

(У существительных женского рода мягкий знак на конце пишется, у мужского рода - не пишется.)

Это ваша гипотеза, верна ли она?

Ответить на этот вопрос помогут страницы учебника.
Прочитайте правило, давайте сравним его с выводом, который мы сделали.

Совпадают они? (да)
Мягкий знак после шипящих пишется на конце существительных женского рода. Это орфограмма.


-А сейчас давайте поработаем в парах и попробуем составить алгоритм написания мягкого знака в слове ночь.

Проверка
Слайд 6

Составляется следующий алгоритм :
1. Определить часть речи.
2. Определить род.
3. Если существительное женского рода - мягкий знак пишется.
4. Если существительное мужского рода - мягкий знак не пишется.


- Вернёмся к словам, которые писали на минутке чистописания, проверьте правильность нашей гипотезы.

Физминутка для глаз.

Слайд 7

– А дайте проверим, не попадётесь ли вы в ловушку, выполняя такое задание?
Печ..– печ..ка, ноч..- ноч..ка.

В чём ловушка?
(Здесь есть другая орфограмма).

Слайд 8

Организует практическую поисковую работу, обеспечивает контроль за выполнением задания.

Контролирует процесс составления алгоритма, направляет учащихся на верный путь решения.

Проверяет понимание способа действия.

Высказывают свои предположения по поводу написания мягкого знака в слове

Дети работают в группах

Составляют алгоритм

Проверяют и сравнивают

Личностные:

Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое

Регулятивные:

Оценивать результаты своей деятельности, сравнивать с эталоном.

Коммуникативные:

Проявлять активность, строить грамотно речевое высказывание, соблюдать правила общения, осуществлять взаимоконтроль.

4.Включение в систему знаний. Первичное закрепление .

    Сегодня мы составили алгоритм правильного написания мягкого знака на конце существительных после шипящих. А для чего?

    Когда вам пригодится этот алгоритм?

Работа по карточкам.

А для того, чтобы проверить, хорошо ли вы всё усвоили, поработаем самостоятельно.
- Задание для самостоятельной работы вы найдёте на карточках, которые лежат у вас на партах.
- В данных словах вы либо пишите мягкий знак, либо не пишите. Докажите правильность своего выбора.

Врач…, лещ…, печ…, вещ…, ноч…, мыш…, багаж…, сэндвич…, мелоч…, глуш…, мяч…, тиш…
(взаимопроверка)

Итак, когда же на конце существительных после шипящих мягкий знак пишется, а когда не пишется?

Двое учащихся работают на тренажере (электронное приложение к учебнику)

Регулятивные

Планировать решение учебной задачи, выстраивать алгоритм действий.

Познавательные:

Воспроизводить информацию, необходимую для решения учебной задачи; обосновывать свой выбор.

Личностные:

Применять правила делового сотрудничества.

Коммуникативные:

Проявлять активность во взаимодействии.

5.Физминутка

Имя существительное –
Очень удивительное:

Мягкий знак когда писать

Вы должны мне подсказать!

Я буду называть имена существительные мужского и женского рода с шипящими на конце. Если я назову существительное ж. р., в котором пишется мягкий знак - хлопайте в ладоши, м.р. без мягкого знака – топайте ногами:
клещ, вещь, дрожь, малыш, шалаш, кирпич, грош, мышь, товарищ, мяч, печь.

Организует отдых, способствующий усвоению материала

Выполняют упражнения.

Познавательные:

Классифицировать объекты.

Коммуникативные:

Проявлять активность в коллективной деятельности.

Регулятивные:

Планировать решение учебной задачи.

6. Работа в группах (парах) Вторичное закрепление.

Сейчас будете работать самостоятельно. Выбираете уровень сложности.

Игра « Узнай существительные»

Работа по карточкам.

По данному имени прилагательному узнайте имя существительное. Оно должно быть с шипящим на конце.

Скорая (помощь), тёмная (……..), родная (…….), солнечный (……), колючий (……..), цветной (……..).

Проверка.

Слайд 9

В каких словах после шипящих напишем мягкий знак? Почему?

Какие имена существительные с шипящим на конце без мягкого знака?

Работа по карточкам.

Давайте поможем мягкому знаку выбрать нужное место в данных существительных.

В полноч* на манеж * вышел циркач* и его доч*. На нём был плащ* . В руках он держал мяч*. Скрипач* играл марш*. Вот морж* поймал мяч*. В зале стояла тиш*.

Проверка.

Слайд 10

Кроссворд (1гр.)

    Высокое болотное растение.

    Что за весенняя птица любит за плугом ходить и кормиться?

3) Шевельнул бородкой гном

И вошёл хозяин в дом.

    Я антоним к слову смех

Не от радости, утех.

Я бываю поневоле

От несчастья и от боли.

От обиды, неудач

Догадались? Это …

5) То я в глаз вам посвечу.

То дорогу освещу.

Младший солнышку я брат.

Светел я и всем я рад.

Игра «Четвёртый лишний» (2 гр.)


Карандаш… плащ…
мыш … шалаш…
Кирпич… мелоч… ноч… доч…
Туш…
ключ… .вещ…. печ….
Грач….
помощ… . палач….калач….

(Взаимопроверка. )

Проверка. Кроссворд (1гр.)

Если правильно заполнили кроссворд, то в выделенных клеточках по вертикали, можно прочитать слово на то же правило (калач).

Слайд 11

Почему во всех этих словах мягкий знак не пишется?

Регулятивные:

Выбирать действие в соответствии с поставленной задачей. Осуществлять самоконтроль.

Познавательные:

Развивать операции мышления.

Коммуникативные:

Проявлять активность в деятельности.

7. Работа по развитию речи.

Знаете ли вы, что такое калач ?

Какие фразеологизмы вы знаете со словом калач и что они обозначают?

Откуда пришли выражения «тертый калач», «дошел до ручки»?

Где мы можем найти эту информацию?

Организует поиск информации, работу с различными источниками

Дети работают в группах со словарями.

(Большой толковый словарь,

Словарь фразеологизмов)

1 ученик находит в интернете)

Портал грамота. Ру

Справочник по фразеологии

Познавательные:

поиск необходимой информации в различных источниках.

8. Подведение итогов.

Скажите, над какой темой мы работали сегодня на уроке?

Какую цель ставили?

Достигли ли мы этой цели?

Что нового вы сегодня узнали о ь знаке?

Организует беседу, связывая результаты работы с учебной задачей.

Подводят итог под руководством учителя

Мы должны были узнать, почему в существительных после шипящих в одних случаях пишется мягкий знак, а в других не пишется.

9. Домашнее задание

Повторитеправило на странице 31.

(по выбору)

1. Упр.51 на стр.25 (в рабочей тетради)
2. Выпишите из словарика 3 существительных, оканчивающихся на шипящий.

Составьте с каждым из них предложение.

    Придумать сказку о ь.

10. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Самооценка.

(Оценочная шкала)

Продолжите фразы :
-До этого урока я не знал(а)…
-Теперь я знаю….
-Могу…
-Результатом своей работы на уроке я …..
-На уроке я работал(а)…
-Моё настроение…

Я очень рада, что этот урок был для вас интересным и полезным и вам легко на уроке работалось. Спасибо за работу!

Личностные: Способность к самооценке.

Регулятивные:

Оценивать результаты деятельности, формировать адекватную самооценку.

Просмотр содержимого презентации
«открытый урок»

Урок русского языка в 3 классе УМК «Школа России»

Учитель начальных классов

Сангалова Т.В.


Обозначает мягкость

согласных

Разделительный




Молодежь


Сущ., ед.ч., м.р.

Сущ., ед.ч., ж.р.

Молодежь


Сущ., ед.ч., м.р.

Сущ., ед.ч., ж.р.

Печ ь

Рож ь

Доч ь

Молодеж ь


Алгоритм

1. Определить часть речи.

2. Определить род.

3. Если существительное женского рода – мягкий знак пишется.

4. Если существительное мужского рода – мягкий знак не пишется.


печ.. – печ..ка ноч.. – ноч..ка


печь – пе чк а ночь – но чк а


Скорая помощ ь,

тёмная ноч ь,

родная реч ь,

солнечный луч,

колючий ёж,

цветной карандаш









До этого урока я не знал(а)…

Теперь я знаю…

Результатом своей работы на уроке я…

На уроке я работал(а)…

Могу похвалить себя и своих одноклассников за …


© 2024
siamkem.ru - Люди и знаменитости