30.11.2023

Истинная история последней музы. Елена александровна денисьева последняя и с самая страстная любовь поэта ф.и


Тютчев стал мастером любовной лирики, каждое его стихотворение с точностью передаёт эмоции и мировоззрение влюблённого человека, создаёт особое настроение и влияет на читателей. Самым романтичным и удачным считается «Денисьевский цикл», посвящённый любимой женщине поэта - Елене Александровне Денисьевой.

В июле 1850 Тютчев познакомился c Еленой Денисьевой, воспитанницей Смольного Института благородных девиц. В эти годы он создаёт цикл стихотворений – шедевры любовной лирики - обращённый к Денисьевой, своеобразный "роман в стихах", в котором поэт рассказал о гордой молодой женщине, бросившей вызов светскому обществу.

Все стихотворения «Денисьевского цикла» в хронологическом порядке

Пошли, господь, свою отраду
Тому, кто в летний жар и зной
Как бедный нищий мимо саду
Бредет по жесткой мостовой –

Кто смотрит вскользь через ограду
На тень деревьев, злак долин,
На недоступную прохладу
Роскошных, светлых луговин.

Не для него гостеприимной
Деревья сенью разрослись,
Не для него, как облак дымный,
Фонтан на воздухе повис.

Лазурный грот, как из тумана,
Напрасно взор его манит,
И пыль росистая фонтана
Главы его не осенит.

Пошли, господь, свою отраду
Тому, кто жизненной тропой
Как бедный нищий мимо саду
Бредет по знойной мостовой.

И опять звезда играет
В легкой зыби невских волн,
И опять любовь вверяет
Ей таинственный свой челн.

И меж зыбью и звездою
Он скользит как бы во сне,
И два призрака с собою
Вдаль уносит по волне.

Дети ль это праздной лени
Тратят здесь досуг ночной?
Иль блаженные две тени
Покидают мир земной?

Ты, разлитая как море,
Пышноструйная волна,
Приюти в твоем просторе
Тайну скромного челна!

Как ни дышит полдень знойный
В растворенное окно,
В этой храмине спокойной,
Где всё тихо и темно,

Где живые благовонья
Бродят в сумрачной тени,
В сладкий сумрак полусонья
Погрузись и отдохни.

Здесь фонтан неутомимый
День и ночь поет в углу
И кропит росой незримой
Очарованную мглу.

И в мерцанье полусвета,
Тайной страстью занята,
Здесь влюбленного поэта
Веет легкая мечта.

Под дыханьем непогоды,
Вздувшись, потемнели воды
И подернулись свинцом –
И сквозь глянец их суровый
Вечер пасмурно-багровый
Светит радужным лучом,

Сыплет искры золотые,
Сеет розы огневые,
И – уносит их поток...
Над волной темно-лазурной
Вечер пламенный и бурный
Обрывает свой венок...

Не говори: меня он, как и прежде, любит,
Мной, как и прежде, дорожит...
О нет! Он жизнь мою бесчеловечно губит,
Хоть, вижу, нож в руке его дрожит.

То в гневе, то в слезах, тоскуя, негодуя,
Увлечена, в душе уязвлена,
Я стражду, не живу... им, им одним живу я –
Но эта жизнь!.. О, как горька она!

Он мерит воздух мне так бережно и скудно...
Не мерят так и лютому врагу...
Ох, я дышу еще болезненно и трудно,
Могу дышать, но жить уж не могу.

Не раз ты слышала признанье:
"Не стою я любви твоей".
Пускай мое она созданье –
Но как я беден перед ней...

Перед любовию твоею
Мне больно вспомнить о себе –
Стою, молчу, благоговею
И поклоняюся тебе...

Когда порой так умиленно,
С такою верой и мольбой
Невольно клонишь ты колено
Пред колыбелью дорогой,

Где спит она – твое рожденье –
Твой безымянный херувим, –
Пойми ж и ты мое смиренье
Пред сердцем любящим твоим.

О, как убийственно мы любим,

Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!

Давно ль, гордясь своей победой,
Ты говорил: она моя...
Год не прошел – спроси и сведай,
Что уцелело от нея?

Куда ланит девались розы,
Улыбка уст и блеск очей?
Все опалили, выжгли слезы
Горючей влагою своей.

Ты помнишь ли, при вашей встрече,
При первой встрече роковой,
Ее волшебный взор, и речи,
И смех младенчески-живой?

И что ж теперь? И где все это?
И долговечен ли был сон?
Увы, как северное лето,
Был мимолетным гостем он!

Судьбы ужасным приговором
Твоя любовь для ней была,
И незаслуженным позором
На жизнь ее она легла!

Жизнь отреченья, жизнь страданья!
В ее душевной глубине
Ей оставались вспоминанья...
Но изменили и оне.

И на земле ей дико стало,
Очарование ушло...
Толпа, нахлынув, в грязь втоптала
То, что в душе ее цвело.

И что ж от долгого мученья,
Как пепл, сберечь ей удалось?
Боль, злую боль ожесточенья,
Боль без отрады и без слез!

О, как убийственно мы любим!
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!..

Сияет солнце, воды блещут,
На всем улыбка, жизнь во всем,
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом.

Поют деревья, блещут воды,
Любовью воздух растворен,
И мир, цветущий мир природы,
Избытком жизни упоен.

Но и в избытке упоенья
Нет упоения сильней
Одной улыбки умиленья
Измученной души твоей...

О вещая душа моя!
О, сердце, полное тревоги,
О, как ты бьешься на пороге
Как бы двойного бытия!..

Так, ты – жилица двух миров,
Твой день – болезненный и страстный,
Твой сон – пророчески-неясный,
Как откровение духов...

Пускай страдальческую грудь
Волнуют страсти роковые –
Душа готова, как Мария,
К ногам Христа навек прильнуть.

Весь день она лежала в забытьи,
И всю ее уж тени покрывали.
Лил теплый летний дождь – его струи
По листьям весело звучали.

И медленно опомнилась она,
И начала прислушиваться к шуму,
И долго слушала – увлечена,
Погружена в сознательную думу...

И вот, как бы беседуя с собой,
Сознательно она проговорила
(Я был при ней, убитый, но живой):
"О, как все это я любила!"
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Любила ты, и так, как ты, любить –
Нет, никому еще не удавалось!
О господи!.. и это пережить...

Когда на то нет божьего согласья,
Как ни страдай она, любя, –
Душа, увы, не выстрадает счастья,
Но может выстрадать себя...

Душа, душа, которая всецело
Одной заветной отдалась любви
И ей одной дышала и болела,
Господь тебя благослови!

Он, милосердный, всемогущий,
Он, греющий своим лучом
И пышный цвет, на воздухе цветущий,
И чистый перл на дне морском.




Как всю себя перелила в меня.

И вот уж год, без жалоб, без упреку,
Утратив всё, приветствую судьбу...
Быть до конца так страшно одиноку,
Как буду одинок в своем гробу.

Нет дня, чтобы душа не ныла,
Не изнывала б о былом,
Искала слов, не находила,
И сохла, сохла с каждым днем, –

Как тот, кто жгучею тоскою
Томился по краю родном
И вдруг узнал бы, что волною
Он схоронен на дне морском.

Эти стихотворения были написаны под впечатлением от внезапной, сильной и разрушительной любви. В цикле начала описываться не только любовь сама по себе, но и то, как она может восприниматься окружающими, появился мотив страдания, не характерный раннему творчеству.

Из биографии

На 47-ом году жизни поэт познакомился с юной выпускницей института благородных девиц. К тому моменту Тютчева уже знали, как поэта и семейного мужчину. У него была жена и дети, однако это не смогло удержать страсть к Елене, которая была почти ровесницей его дочерей. Между взрослым поэтом и девушкой 24-х лет вспыхнула запретная страсть.

Роман продолжался на протяжении 14 лет и стал губительным для молодой Елены. Общество не могло принять такого открытого проявления чувств. О Тютчеве и его избраннице говорили везде, их больше не принимали в свете. Даже отец Денисьевой отказался от дочери. Для девушки это был тяжёлый удар. Её характер сильно изменился. Елена стала раздражительной и нервной, но не бросила любимого.

Их любовь продолжала расцветать, несмотря на осуждение общества. Тютчев понимал, что натворил и как испортил жизнь молодой девушке, но ничего не мог сделать.

Вскоре Елена заболела туберкулёзом и быстро слегла. Фёдор Иванович сидел с ней до самой смерти. К тому времени у них уже было трое детей, которых Тютчев признал и записал под своей фамилией.

Поэт хорошо запомнил последний день жизни своей возлюбленной. Она внимательно осматривала все предметы вокруг кровати, словно понимала, что скоро уйдёт из жизни. Это послужило мощным толчком к написанию особенного цикла, который должен был отразить всю тяжесть их любви.

Когда не стало Елены, Фёдор Иванович долго не мог прийти в себя. Он продолжал работу над стихотворениями и часто писал друзьям, говоря, что ему не хватает Елены. Вскоре поэт вернулся к семье и закончил цикл, в котором отразились его переживания и вина за всё произошедшее. Стихотворения, подкреплённые чувствами, получились сильными и несли укор обществу, которое не смогло принять такой любви.

Особенности «Денисьевского цикла»

Некоторые литературоведы считают, что цикл очень похож на роман в стихах. Его можно разделить на главы, сшитые между собой общей идеей и темой. В основу стихотворений ложились настоящие переживания автора и реальные чувства, испытываемые к Елене. Почти весь «роман» повествует о тяжёлой любви. В некоторых стихотворениях лирическим героем выступает сама Денисьева и всё рассказывается от её имени.

В цикле отразились все этапы совместной жизни возлюбленных. Тютчев стремился описать, как любовь может быть одновременно и добром и ужасным злом. Она сама по себе окрыляет и уничтожает всё, что было построено до этого. Фёдор Иванович не забыл упомянуть об обществе, которое контролирует эти чувства, оценивает их. Каждый шаг возлюбленных отслеживается и разносится сплетнями. Осуждение и обсуждение всюду - заставляет любовь становиться ядом для самого слабого из пары.

Для цикла характерно сравнение любви с природными явлениями, воспевание чувств и эмоций, изображение романтических моментов. Стихи можно поделить на две части: одни описывают трагическую сторону влюблённости, все неприятности и преграды, которые встречаются на пути, другие - глубину и нежность запретных чувств.

Герои цикла словно противостоят сразу всему миру, который ставит себе цель разрушить союз. Общество изображается как совокупность преград и злости, оно не способно понять мотивы и простить страсть. Героям приходится отстаивать своё право на счастье. Вместе они одновременно и счастливы и несчастны. Понимают всё, что происходит и теряются в чувствах. Они способны здраво рассуждать и оценивать ситуацию, но не могут ничего с собой поделать.

В некоторых стихотворениях цикла постоянно повторяется слово «роковой», создавая нужный оттенок, указывая на особенность отношений главных героев, на их обречённость. Поэт словно проклинает и одновременно радуется тому дню, встрече, слиянию, взору, который свёл его с Еленой. Сливая эти слова с эпитетом «роковой», он даёт собственную оценку происходящему, делает акцент на реальности пережитых чувств.

Весь цикл состоит из романтических поэзий, изображающих его отношения с Еленой Александровной, однако среди них есть и глубоко трагические. Последние стихотворения описывают грусть потери близкого человека. Поэт даже изобразил последний день жизни своей возлюбленной, каждое её движение и тени, что окутывали умирающую.

Заканчивается цикл стихотворениями разлуки. В них описывается тяжёлая судьба Елены, её преждевременный уход из жизни и сожаление. Поэт говорит, что уже минуло много лет, а он всё ещё не смог забыть своей возлюбленной. Его душа сохнет и изнывает без поддержки, хочет найти свою былую силу, но уже не может этого сделать.

Фёдор Иванович Тютчев сумел описать все переживания и волнения, которые человек испытывает на протяжении отношений. Это и радость первого свидания, и романтические будни и даже прощание с любовью и горечь одиночества.

Цикл по праву считают романом в стихах, ведь в нём есть развитие персонажей и действие, которое непреклонно ведёт к разрушению семьи и полному одиночеству. Даже можно найти силу, которая мешает достижению счастья - мнение общественности, которое словно своими руками свело самого слабого - Елену - в могилу.

Анализ стихотворения «О, как убийственно мы любим…»

Стихотворение «О, как убийственно мы любим…» задаёт тон всему циклу. Первая строчка даёт толчок к началу истории любви и в то же время завершает весь цикл. Стихотворение можно назвать первым и последним, ведь в нём обозначены не только главные проблемы, но и показана вся жизнь влюблённого мужчины.

Его можно условно разделить на три части, которые взаимосвязаны. Сначала поэт обращает внимание на свои воспоминания, которые терзают душу. Большое количество догадок и попыток найти ответы на сложные вопросы, которые делают его уязвимым. Он словно запутался сам в себе и теперь не может понять, что было к лучшему, а что к худшему.

Во второй части стихотворения герой уже знает ответы. Он пережил первую и самую сложную стадию влюблённости. Теперь у него есть уверенность в завтрашнем дне. Ему становится понятно, как именно получилось всё это. Герой уверенно рассказывает читателю о том, как и что произошло. Он без сомнения описывает всё произошедшее и легко рассказывает о решении, поменявшем его жизнь.

В третьей же части происходит оценка всех предыдущих историй. Герой говорит о результатах своей разрушительной любви, показывает её такой, какая она есть, но ничего не хочет менять. Он всё так же уверен в себе и своей правоте. Однако последние строчки заставляют задуматься о том, кто же виноват в гневе толпы, кто стал причиной всего произошедшего.

О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!

В главных героях стихотворения легко угадывается Елена и сам Фёдор Иванович. Это история их знакомства, влюблённости и падения. Поэт последними строками словно проводит линию, он отделяет ими стихотворение от философских поисков виновного.

Стихотворение «О, как убийственно мы любим…» считается одним из лучших образцов любовной лирики. Оно самое узнаваемое из всего цикла благодаря хронологическому повествованию и большому количеству эпитетов. Знаки препинания указывают на нюансы, обращают внимание на то, что было бы незаметно без них. Это всё делает стихотворение уникальным, сочетающим в себе как романтическую линию, так и философский подтекст.

Анализ стихотворения «Последняя любовь»

Одно из немногих стихотворений, написанных от лица автора. Оно построено в особой манере диалога. В нём нет реплик и вопросов, но слова воспринимаются как поток речи. Можно услышать нарушенное дыхание, лёгкое разочарование и недовольство. Рифмы и ассонансы, размер стихотворения и некоторые эпитеты создают иллюзию живой речи, состоящую из ответов на несуществующие вопросы.

Диалогизм стихотворения создаёт впечатление, что рядом находится молчаливый слушатель, который участвует в разговоре, но не вмешивается напрямую. Все слова, написанные в стихотворении, отвечают на вопросы, которые никто так и не поставил.

Это поэзия контрастов, в которой любви небесной противопоставляется любовь роковая, югу - север, а грому - тишина. Поэт мастерски описывает природные явления, сравнивая их с состоянием своей души, говорит о проблеме, но не называет её прямо. Всё подаётся через образы и действия, которые служат отражением происходящего в реальности.

Поэт передаёт впечатления от предметов и явлений в настоящем времени, словно во время разговора видит и слышит всё, что происходит («день хрустальный», «море баюкает сны тихоструйной волною», «та кроткая улыбка увяданья»). Он передаёт прошедшие дни в настоящем, словно возвращаясь к приятным воспоминаниям, желая сделать их реальностью спустя долгое время.

Стихотворение кажется обрывком разговора в его середине, когда тема уже задана и остаётся только поддерживать диалог. Словно собеседник уже задал свои вопросы и просто ждёт на них ответы. «Последняя любовь» - образец любовной лирики, который показывает чувства не так, как прежде. Он создаёт имитацию общения, а не простого рассказа о чувствах, как часто было до этого.

Анализ стихотворения «Весь день она лежала в забытьи...»

Стихотворение очень трагичное, лишённое всякой надежды на лучшее. Это описание последних часов Елены Александровны, её прощания с жизнью. Стихотворение можно условно разделить на несколько частей, объединённых общим мотивом страдания и горя потери любимого человека.

В первой части поэт описывает дождливый день, когда его возлюбленная уже чувствовала свою смерть. Она всё время была в забытье и лишь за несколько часов до смерти, наконец-то пришла в себя. Елена понимала, что её время на исходе и внимательно вслушивалась в звуки дождя. Она всё ещё тянулась к жизни, но уже не могла ничего изменить.

Вторая часть посвящена обстановке дома. Герой будто старательно всё запоминает, чтобы потом не раз воскресить в памяти этот день во всех подробностях. Он обращает внимание на мелочи, которые до этого были совсем незначительными, подмечает то, что раньше для него не было важным. Ему приходится создавать точную копию комнаты, в которой случилось большое горе.

А затем изображается состояние души мужчины. Он убит горем, он не хочет верить в то, что такое можно пережить. Его покинул очень важный человек, который любил так, как не каждая женщина сможет. Герою приходится мириться с этим, но сама мысль его ужасает.

О, господи!.. и это пережить...
И сердце на клочки не разорвалось...

В стихотворении много восклицательных предложений, которые передают настроение и приоритеты главного героя. Они выделяют важнейшие в тот момент эмоции, заставляют их доминировать над остальными. Так же часто встречаются троеточия, что делают акцент на нецелостность мысли. Это не сухое документирование фактов, а восприятие творческой души большой трагедии. Поэтому акценты меняются и главными в стихотворении становятся мелочи, которые до этого не имели значения. Все они собираются вокруг смерти и создают её портрет.

Частый повтор звуков «л», «с», «ш» имитирует шум дождя и создает музыкальное сопровождение к словам. Это позволяет погрузиться в момент, описываемый поэтом, почувствовать его, создать собственное впечатление от него.

Лил теплый летний дождь - его струи
По листьям весело звучали.

Стихотворение посвящено Елене Александровне, хотя оно с точностью передаёт скорбь любого человека, на глазах которого умирает любимый и создаёт печальное настроение, полное скорби и жалости.

Анализ стихотворений, написанных в первую годовщину смерти Елены

Стихотворение было написано перед первой годовщиной смерти Елены. Тютчев очень тяжело переживал этот день. Он постоянно винил себя во всём произошедшем, потому что думал, что мог спасти возлюбленную. В то время мужчине прощались любовные похождения охотнее, чем женщинам. И всю тягость осуждения толпы понесла на своих плечах Елена. Из-за её любви даже тёте пришлось уйти из Смольного института. Она осталась совсем одна, без поддержки. И Тютчев это знал, однако всегда отказывался узаконить их брак.

Он понимал, что если бы решился на этот шаг, то Елена не страдала бы так сильно. Каждый год перед годовщиной её смерти, Фёдор Иванович очень жалел, что не помог возлюбленной. Он написал два стихотворения с разницей в несколько дней, которые передавали его тёплые и нежные чувства к умершей.
Стихотворение «Накануне годовщины 4 августа 1864 г.» сильно отличается от всех других произведений, входящих в цикл. В нём сознательно создаётся угнетающая атмосфера. Эпитеты «тихий свет», «гаснущий день» указывают на наступление ночи, которая появилась в душе поэта после смерти Елены. Использование звуков «р», «с» и шипящих делают атмосферу более мрачной и таинственной.

Поэт так же использует обращения, например, «ангел мой», которые переносят действия стихотворения в нереальный мир. Словно Елена всё ещё жива и слышит каждое слово, обращённое к ней. Она появляется как лучик надежды в тёмном царстве и рассекает собой темноту, окружающую героя.

Стихотворение «Как неожиданно и ярко…» сильно отличается от предыдущего. Оно более яркое и счастливое. В нём уже нет сгущения красок, мир не становится мрачным и враждебным, а наоборот, манит к себе, создаёт уют и тепло. Звонкие звуки создают ощущение счастья и спокойствия.

В стихотворении много эпитетов, которые делают его мягким и более ярким («радужное ведение», «воздушная арка»). Они показывают настроение Тютчева, создают картину мира, который его окружает, и который заслуживает доверия. Однако в стихотворении тоже отразилась печальная судьба Елены.
Из возвышенного и радостного тон переходит в грустный и трагический. Глагол «побледнело» полностью изменяет настроение всего стихотворения, вновь возвращает его к первоначальной теме. Смерть любимой не отпускает поэта.

Эти два стихотворения сильно отличаются друг от друга. Это можно объяснить тем, что они был написаны по разные стороны критического числа - 4 августа. Дата словно исполняет роль барьера, через который каждый год приходится проходить поэту. До неё он в печали, не может простить себе многое. Он готов раскаиваться за каждую совершённую ошибку. После 4 августа, Тютчев вновь становится самим собой. Принимает всё то, что произошло. Он сожалеет об утраченных возможностях, но не ставит их превыше всего.

Поэтому эти два стихотворения такие разные и сильно отличаются друг от друга. Они показывают разного поэта, который борется со своими эмоциями и желаниями, вопреки всему.

Анализ стихотворения «Сегодня, друг, пятнадцать лет минуло…»

Стихотворение было написано через год после смерти Елены Денисьевой. В нём поэт вспоминает о счастливой жизни с возлюбленной и трагическую смерть девушки. Это стало для него потрясением, которое невозможно забыть. Поэт думает, что Елена дала ему возможность любить, вдохнула в него свою душу.

Воспоминания о ней только светлые, в них есть лишь тень печали, но они не перестают радовать поэта.
Это стихотворение, словно дань уважения Елене, которая смогла пробудить чувства и заставить вновь полюбить. Она дарила свои эмоции, не переживая, что они могут быть губительны для неё самой. Это Тютчева и подкупало. Он знал, что далеко не каждая женщина способна так же жертвенно отдаваться любви и идти на всё, только бы быть рядом с любимым.

Поэт написал стихотворение, стараясь донести это до адресата. Он в восьми строчках сумел изобразить всю свою счастливую жизнь с Еленой и передать боль из-за её смерти.

Сегодня, друг, пятнадцать лет минуло
С того блаженно-рокового дня,
Как душу всю свою она вдохнула,
Как всю себя перелила в меня.

В стихотворении вновь появляется эпитет «роковой день», который не раз встречается на протяжении всего цикла. Он указывает сразу и на радость, и на печаль от встречи с возлюбленной. Вторая строфа рассказывает о потере. Герой несчастен и раздавлен, он верит в своё вечное одиночество и больше не может найти себе места. Его любовь разбилась о судьбу, и больше нет пути назад.

Заключение

«Денисьевский» цикл Тютчева собрал в себе радость первого свидания, страсть запретной любви и горькую судьбу. В каждом стихотворении сплетаются противоположности и препятствия. Общество не позволяет в полной мери обрести душевную гармонию. Герой понимает это и постоянно восклицает: «О, как убийственно мы любим!», чтобы передать судьбу тех, кто посмел нарушить запреты и попытаться найти счастье. Каждое стихотворение одновременно трагичное и радостное, ведь в них сочетается всё, что пережил сам автор. Он вложил свой опыт в строки, стараясь как можно точнее передать собственные переживания и волнения на бумаге. Именно поэтому его стихотворения до сих пор вызывают отклик в сердцах, ведь они наполнены реальными эмоциями, которые сложно скрыть.

Денисьевский цикл называют самым лиричным и пронзительным в творчестве Федора Тютчева. Адресатом этих стихов является муза и последняя любовь поэта Елена Денисьева. Ради любви к Тютчеву она принесла в жертву все: свой социальный статус расположение семьи, уважение окружающих. Их отношения продолжались долгих 14 лет. Они были сладостными и мучительными одновременно.

Портрет Елены Александровны Денисьевой.

Елена Александровна Денисьева происходила из старинного, но обедневшего дворянского рода. Ее мать скончалась, когда Елена была еще ребенком. Спустя некоторое время отец женился вновь, но мачехе не слишком понравилась непокорная падчерица. Поэтому в срочном порядке девочку отправили в Петербург на воспитание к сестре отца Анне Дмитриевне Денисьевой. Та находилась на должности инспектрисы Смольного института. Это положение позволило тетке устроить племянницу на учебу в Институт благородных девиц.

Обычно строгая с воспитанницами Анна Дмитриевна души не чаяла в Елене и баловала ее. Она покупала племяннице наряды, вывозила ее в свет. На юную красавицу с идеальными манерами обращали внимание как великовозрастные светские львы, так и пылкие юноши.

Годы учебы в Смольном позволили Елене Александровне овладеть искусством придворного этикета, говорить без акцента на немецком и французском языках и приобрести прочие навыки, необходимые воспитанницам. Девушку ожидало вполне удачное устройство ее судьбы: после окончания Смольного института она должна была стать фрейлиной при императорском дворе, если бы не большой скандал, разгоревшийся прямо перед выпуском Денисьевой.

Эрнестина Тютчева, супруга Федора Тютчева. Ф. Дюрк, 1840 г.

В одном классе с Еленой Александровной учились дочери Федора Ивановича Тютчева, поэтому Денисьева была частой гостьей в его доме. Дочери поэта приезжали вместе с подружкой на домашние чаепития. Постепенно Тютчев стал уделять девушке внимания больше, чем этого требовал этикет. Супруга поэта видела, как тот ухаживает за юной красавицей, но не придавала этому большого значения. Эрнестина Федоровна, памятуя о прошлых интригах мужа с аристократками, посчитала, что его привязанность к девушке-сиротке не несет в себе никакой угрозы.

Елена Денисьева с дочерью.

В марте 1851 года, перед самым выпуском из Смольного и последующим распределением по будущим должностям, разразился невероятный скандал. Оказалось, что воспитанница Денисьева беременна и вскоре уже родит. Директор устроил слежку за Еленой Александровной и выяснил, что та тайно встречалась с Федором Тютчевым на съемной квартире неподалеку от Смольного института. Денисьева родила уже в мае того же года.

Тетушку тут же выдворили с места работы, правда, назначив щедрую пенсию, а от Елены практически все отвернулись. Отец проклял ее и запретил родственникам общаться с дочерью. Только тетушка поддержала племянницу и взяла ее к себе жить.

Федор Иванович Тютчев – русский поэт.

Тогда Денисьевой было 25 лет, а Тютчеву – 47. Для него юная и статная Елена Александровна была музой, всепоглощающей страстью. Их мучительные отношения продлились целых четырнадцать лет.

Тютчев не собирался расторгать официальный брак, но и расстаться с любимой был не в силах. У них появилось трое детей. Елена Александровна прощала Тютчеву и нечастые приходы, и жизнь на две семьи. На вопрос детей о том, почему папы практически не бывает дома, женщина лгала, что у него слишком много работы.

Только несколько недель в году заграницей Елена Александровна была по-настоящему счастлива. Ведь там никто не знал ее истории и она, заселяясь в гостиницу, решительно именовала себя мадам Тютчева.

В России же Денисьевой снова приходилось мириться с положением полужены-полулюбовницы. Она прекрасно понимала, что занимается самобичеванием, но ничего не могла с собой поделать, т. к. слишком любила поэта.

И все-таки порой эта покорная женщина не выдерживала и проявляла свой нрав. Когда она сообщила, что беременна в третий раз, Федор Иванович попытался отговорить ее от родов. Тогда Денисьева пришла в ярость, схватила статуэтку со стола и со всей силы запустила ее в Тютчева. Она не попала в него, а только лишь отбила угол камина.

Их мучительные отношения так бы и продолжались, но в 1864 году Елена Денисьева скоропостижно скончалась от туберкулеза. Тютчев был безутешен.

Весь день она лежала в забытьи -
И всю её уж тени покрывали -
Лил тёплый, летний дождь – его струи
По листьям весело звучали.
И медленно опомнилась она -
И начала прислушиваться к шуму,
И долго слушала – увлечена,
Погружена в сознательную думу…
И вот, как бы беседуя с собой,
Сознательно она проговорила:
(Я был при ней, убитый, но живой)
«О, как всё это я любила!»
Любила ты, и так, как ты, любить -
т, никому ещё не удавалось -
О Господи!.. и это пережить…
И сердце на клочки не разорвалось…

Кадр из к/ф «Последняя Любовь Тютчева» (2003)

После кончины любимой Тютчев писал своему другу: «…Память о ней – это то, что чувство голода в голодном, ненасытимо голодном. Не живётся, мой друг Александр Иванович, не живётся… Гноится рана, не заживает. Будь это малодушие, будь это бессилие, мне всё равно. Только при ней и для неё я был личностью, только в её любви, её беспредельной ко мне любви я сознавал себя… Теперь я что-то бессмысленно живущее, какое-то живое, мучительное ничтожество. Может быть и то, что в некоторые годы природа в человеке теряет свою целительную силу, что жизнь утрачивает способность возродиться возобновиться. Всё это может быть; но поверьте мне, друг мой Александр Иванович, тот только в состоянии оценить моё положение, кому из тысячи одному выпала страшная доля – жить четырнадцать лет сряду, ежечасно, ежеминутно, такою любовью, как её любовь, и пережить её.

[…] Я готов сам себя обвинять в неблагодарности, в бесчувственности, но лгать не могу: ни на минуту легче не было, как только возвращалось сознание. Все эти приёмы опиума минутою заглушают боль, но и только. Пройдёт действие опиума, и боль всё та же…»

Время прочтения:

Денисьевский цикл называют самым лиричным и пронзительным в творчестве Федора Тютчева. Адресатом этих стихов является муза и последняя любовь поэта Елена Денисьева. Ради любви к Тютчеву она принесла в жертву все: свой социальный статус, расположение семьи, уважение окружающих. Их отношения продолжались долгих 14 лет. Они были сладостными и мучительными одновременно.

Портрет Елены Александровны Денисьевой.

Елена Александровна Денисьева происходила из старинного, но обедневшего дворянского рода. Ее мать скончалась, когда Елена была еще ребенком. Спустя некоторое время отец женился вновь, но мачехе не слишком понравилась непокорная падчерица. Поэтому в срочном порядке девочку отправили в Петербург на воспитание к сестре отца Анне Дмитриевне Денисьевой. Та находилась на должности инспектрисы Смольного института. Это положение позволило тетке устроить племянницу на учебу в Институт благородных девиц.

Обычно строгая с воспитанницами Анна Дмитриевна души не чаяла в Елене и баловала ее. Она покупала племяннице наряды, вывозила ее в свет. На юную красавицу с идеальными манерами обращали внимание как великовозрастные светские львы, так и пылкие юноши.

Годы учебы в Смольном позволили Елене Александровне овладеть искусством придворного этикета, говорить без акцента на немецком и французском языках и приобрести прочие навыки, необходимые воспитанницам. Девушку ожидало вполне удачное устройство ее судьбы: после окончания Смольного института она должна была стать фрейлиной при императорском дворе, если бы не большой скандал, разгоревшийся прямо перед выпуском Денисьевой.

Эрнестина Тютчева, супруга Федора Тютчева. Ф. Дюрк, 1840 г.

В одном классе с Еленой Александровной учились дочери Федора Ивановича Тютчева, поэтому Денисьева была частой гостьей в его доме. Дочери поэта приезжали вместе с подружкой на домашние чаепития. Постепенно Тютчев стал уделять девушке внимания больше, чем этого требовал этикет. Супруга поэта видела, как тот ухаживает за юной красавицей, но не придавала этому большого значения. Эрнестина Федоровна, памятуя о прошлых интригах мужа с аристократками, посчитала, что его привязанность к девушке-сиротке не несет в себе никакой угрозы.

Елена Денисьева с дочерью.

В марте 1851 года, перед самым выпуском из Смольного и последующим распределением по будущим должностям, разразился невероятный скандал. Оказалось, что воспитанница Денисьева беременна и вскоре уже родит. Директор устроил слежку за Еленой Александровной и выяснил, что та тайно встречалась с Федором Тютчевым на съемной квартире неподалеку от Смольного института. Денисьева родила уже в мае того же года.

Тетушку тут же выдворили с места работы, правда, назначив щедрую пенсию, а от Елены практически все отвернулись. Отец проклял ее и запретил родственникам общаться с дочерью. Только тетушка поддержала племянницу и взяла ее к себе жить.

Федор Иванович Тютчев – русский поэт.

Тогда Денисьевой было 25 лет, а Тютчеву – 47. Для него юная и статная Елена Александровна была музой, всепоглощающей страстью. Их мучительные отношения продлились целых четырнадцать лет.

Тютчев не собирался расторгать официальный брак, но и расстаться с любимой был не в силах. У них появилось трое детей. Елена Александровна прощала Тютчеву и нечастые приходы, и жизнь на две семьи. На вопрос детей о том, почему папы практически не бывает дома, женщина лгала, что у него слишком много работы.

Только несколько недель в году заграницей Елена Александровна была по-настоящему счастлива. Ведь там никто не знал ее истории и она, заселяясь в гостиницу, решительно именовала себя мадам Тютчева.

В России же Денисьевой снова приходилось мириться с положением полужены-полулюбовницы. Она прекрасно понимала, что занимается самобичеванием, но ничего не могла с собой поделать, т. к. слишком любила поэта.

И все-таки порой эта покорная женщина не выдерживала и проявляла свой нрав. Когда она сообщила, что беременна в третий раз, Федор Иванович попытался отговорить ее от родов. Тогда Денисьева пришла в ярость, схватила статуэтку со стола и со всей силы запустила ее в Тютчева. Она не попала в него, а только лишь отбила угол камина.

Их мучительные отношения так бы и продолжались, но в 1864 году Елена Денисьева скоропостижно скончалась от туберкулеза. Тютчев был безутешен.

Весь день она лежала в забытьи - И всю её уж тени покрывали - Лил тёплый, летний дождь – его струи По листьям весело звучали. И медленно опомнилась она - И начала прислушиваться к шуму, И долго слушала – увлечена, Погружена в сознательную думу… И вот, как бы беседуя с собой, Сознательно она проговорила: (Я был при ней, убитый, но живой) «О, как всё это я любила!» Любила ты, и так, как ты, любить - т, никому ещё не удавалось - О Господи!.. и это пережить… И сердце на клочки не разорвалось…

Кадр из к/ф «Последняя Любовь Тютчева» (2003)

После кончины любимой Тютчев писал своему другу: «…Память о ней – это то, что чувство голода в голодном, ненасытимо голодном. Не живётся, мой друг Александр Иванович, не живётся… Гноится рана, не заживает. Будь это малодушие, будь это бессилие, мне всё равно. Только при ней и для неё я был личностью, только в её любви, её беспредельной ко мне любви я сознавал себя… Теперь я что-то бессмысленно живущее, какое-то живое, мучительное ничтожество. Может быть и то, что в некоторые годы природа в человеке теряет свою целительную силу, что жизнь утрачивает способность возродиться, возобновиться. Всё это может быть; но поверьте мне, друг мой Александр Иванович, тот только в состоянии оценить моё положение, кому из тысячи одному выпала страшная доля – жить четырнадцать лет сряду, ежечасно, ежеминутно, такою любовью, как её любовь, и пережить её.

[…] Я готов сам себя обвинять в неблагодарности, в бесчувственности, но лгать не могу: ни на минуту легче не было, как только возвращалось сознание. Все эти приёмы опиума минутою заглушают боль, но и только. Пройдёт действие опиума, и боль всё та же…»


Федор Тютчев и Елена Денисьева.

Денисьевский цикл называют самым лиричным и пронзительным в творчестве Федора Тютчева. Адресатом этих стихов является муза и последняя любовь поэта Елена Денисьева. Ради любви к Тютчеву она принесла в жертву все: свой социальный статус, расположение семьи, уважение окружающих. Их отношения продолжались долгих 14 лет. Они были сладостными и мучительными одновременно.

Портрет Елены Александровны Денисьевой.

Елена Александровна Денисьева происходила из старинного, но обедневшего дворянского рода. Ее мать скончалась, когда Елена была еще ребенком. Спустя некоторое время отец женился вновь, но мачехе не слишком понравилась непокорная падчерица. Поэтому в срочном порядке девочку отправили в Петербург на воспитание к сестре отца Анне Дмитриевне Денисьевой. Та находилась на должности инспектрисы Смольного института. Это положение позволило тетке устроить племянницу на учебу в Институт благородных девиц.

Обычно строгая с воспитанницами Анна Дмитриевна души не чаяла в Елене и баловала ее. Она покупала племяннице наряды, вывозила ее в свет. На юную красавицу с идеальными манерами обращали внимание как великовозрастные светские львы, так и пылкие юноши.

Елена Денисьева - последняя любовь Федора Тютчева.

Годы учебы в Смольном позволили Елене Александровне овладеть искусством придворного этикета, говорить без акцента на немецком и французском языках и приобрести прочие навыки, необходимые воспитанницам. Девушку ожидало вполне удачное устройство ее судьбы: после окончания Смольного института она должна была стать фрейлиной при императорском дворе, если бы не большой скандал, разгоревшийся прямо перед выпуском Денисьевой.

Эрнестина Тютчева, супруга Федора Тютчева. Ф. Дюрк, 1840 г.

В одном классе с Еленой Александровной учились дочери Федора Ивановича Тютчева, поэтому Денисьева была частой гостьей в его доме. Дочери поэта приезжали вместе с подружкой на домашние чаепития. Постепенно Тютчев стал уделять девушке внимания больше, чем этого требовал этикет. Супруга поэта видела, как тот ухаживает за юной красавицей, но не придавала этому большого значения. Эрнестина Федоровна, памятуя о прошлых интригах мужа с аристократками, посчитала, что его привязанность к девушке-сиротке не несет в себе никакой угрозы.

Елена Денисьева с дочерью.

В марте 1851 года, перед самым выпуском из Смольного и последующим распределением по будущим должностям, разразился невероятный скандал. Оказалось, что воспитанница Денисьева беременна и вскоре уже родит. Директор устроил слежку за Еленой Александровной и выяснил, что та тайно встречалась с Федором Тютчевым на съемной квартире неподалеку от Смольного института. Денисьева родила уже в мае того же года.

Тетушку тут же выдворили с места работы, правда, назначив щедрую пенсию, а от Елены практически все отвернулись. Отец проклял ее и запретил родственникам общаться с дочерью. Только тетушка поддержала племянницу и взяла ее к себе жить.

Федор Иванович Тютчев - русский поэт.

Тогда Денисьевой было 25 лет, а Тютчеву – 47. Для него юная и статная Елена Александровна была музой, всепоглощающей страстью. Их мучительные отношения продлились целых четырнадцать лет.

Тютчев не собирался расторгать официальный брак, но и расстаться с любимой был не в силах. У них появилось трое детей. Елена Александровна прощала Тютчеву и нечастые приходы, и жизнь на две семьи. На вопрос детей о том, почему папы практически не бывает дома, женщина лгала, что у него слишком много работы.

Только несколько недель в году заграницей Елена Александровна была по-настоящему счастлива. Ведь там никто не знал ее истории и она, заселяясь в гостиницу, решительно именовала себя мадам Тютчева.

Елена Денисьева - муза и любовница поэта Федора Тютчева.

В России же Денисьевой снова приходилось мириться с положением полужены-полулюбовницы. Она прекрасно понимала, что занимается самобичеванием, но ничего не могла с собой поделать, т. к. слишком любила поэта.

И все-таки порой эта покорная женщина не выдерживала и проявляла свой нрав. Когда она сообщила, что беременна в третий раз, Федор Иванович попытался отговорить ее от родов. Тогда Денисьева пришла в ярость, схватила статуэтку со стола и со всей силы запустила ее в Тютчева. Она не попала в него, а только лишь отбила угол камина.

Их мучительные отношения так бы и продолжались, но в 1864 году Елена Денисьева скоропостижно скончалась от туберкулеза. Тютчев был безутешен.

Весь день она лежала в забытьи -
И всю её уж тени покрывали -
Лил тёплый, летний дождь - его струи
По листьям весело звучали.
И медленно опомнилась она -
И начала прислушиваться к шуму,
И долго слушала - увлечена,
Погружена в сознательную думу...
И вот, как бы беседуя с собой,
Сознательно она проговорила:
(Я был при ней, убитый, но живой)
"О, как всё это я любила!"
Любила ты, и так, как ты, любить -
т, никому ещё не удавалось -
О Господи!.. и это пережить...
И сердце на клочки не разорвалось...


Кадр из к/ф «Последняя Любовь Тютчева» (2003)

После кончины любимой Тютчев писал своему другу: "...Память о ней - это то, что чувство голода в голодном, ненасытимо голодном. Не живётся, мой друг Александр Иванович, не живётся... Гноится рана, не заживает. Будь это малодушие, будь это бессилие, мне всё равно. Только при ней и для неё я был личностью, только в её любви, её беспредельной ко мне любви я сознавал себя... Теперь я что-то бессмысленно живущее, какое-то живое, мучительное ничтожество. Может быть и то, что в некоторые годы природа в человеке теряет свою целительную силу, что жизнь утрачивает способность возродиться, возобновиться. Всё это может быть; но поверьте мне, друг мой Александр Иванович, тот только в состоянии оценить моё положение, кому из тысячи одному выпала страшная доля - жить четырнадцать лет сряду, ежечасно, ежеминутно, такою любовью, как её любовь, и пережить её.

[…] Я готов сам себя обвинять в неблагодарности, в бесчувственности, но лгать не могу: ни на минуту легче не было, как только возвращалось сознание. Все эти приёмы опиума минутою заглушают боль, но и только. Пройдёт действие опиума, и боль всё та же..."

Биография

Происходила из старинного дворянского рода Денисьевых , записанного в 6-ю часть дворянской родословной книги Рязанской губернии . Родилась в семье небогатого дворянина, участника Отечественной войны 1812 года Александра Дмитриевича Денисьева. Рано овдовев, он женился вторично; после появления мачехи девочку взяла под свою опеку тётка Анна Дмитриевна, работавшая инспектором в . В Смольном воспитывались её шесть племянниц: Мария, Ольга, Анна, Пелагея, Александра и Елена, которая, став воспитанницей этого учебного заведения, однако находилась в нём (в отличие от других племянниц) «на особом положении» - она жила на квартире у тётки . Как указывал А. И. Георгиевский , Елена Денисьева получила достаточно свободное воспитание: с отроческих лет она начала выезжать на балы и посещать светские мероприятия .

Природа одарила её большим умом и остроумием, большою впечатлительностью и живостью, глубиною чувства и энергией характера, и когда она попала в блестящее общество, она и сама преобразилась в блестящую молодую особу, которая <…> всегда собирала около себя множество блестящих поклонников .

Во второй половине 1840-х годов в Смольном институте учились дочери Тютчева от первого брака - Дарья и Екатерина. Поэт часто навещал их ; в свою очередь, Елена Александровна и Анна Дмитриевна были вхожи в его дом . Взаимный интерес созревал постепенно, день объяснения - 15 июля 1850 года - стал для Тютчева и Денисьевой важнейшей вехой . Спустя полтора десятилетия, в середине лета 1865 года, поэт отметил эту дату строчками: «Сегодня, друг, пятнадцать лет минуло / С того блаженно-рокового дня, / Как душу всю свою она вдохнула, / Как всю себя перелила в меня» .

Роман Денисьевой с женатым мужчиной, который по возрасту годился ей в отцы, был негативно воспринят не только светским Петербургом (перед нею демонстративно закрылись двери многих домов), но и родителем Елены Александровны, отрёкшимся от дочери. Возникли сложности и у Анны Дмитриевны: она была вынуждена уволиться из Смольного института и выехать из служебной квартиры .

За четырнадцать лет пребывания в «незаконном союзе» Денисьева родила поэту троих детей - дочь Елену и сыновей Фёдора и Николая. В метриках все они были записаны Тютчевыми . Георгиевский, приходившийся Елене Александровне свояком, писал, что она всегда держалась очень прямо, считая себя «более всего ему женой, чем его бывшие жёны». Безоглядность и безмерность её чувств была такова, что в 1862 году Денисьева признавалась: «Я вся живу его жизнью, я вся его, а он мой» . О том, что довелось ей пережить, поэт рассказывал в стихотворении, написанном в 1851 году .

О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим ,
Что сердцу нашему милей!

Судьбы ужасным приговором
Твоя любовь для ней была,
И незаслуженным позором
На жизнь её она легла!

Череда трагедий

Смерть Денисьевой

В мае 1864 года Денисьева родила сына Николая. После родов её самочувствие стало стремительно ухудшаться; врачи диагностировали туберкулёз . Она умерла 4 августа; через три дня Тютчев похоронил возлюбленную на Волковском кладбище . Пребывая в состоянии полного отчаяния, поэт, по воспоминаниям современников, постоянно искал собеседников, с которыми мог бы говорить о Елене Александровне. Как рассказывал Афанасий Фет , Тютчева «лихорадило и знобило в тёплой комнате от рыданий» .

Время не снимало остроты боли. В январе 1865 года старшая дочь поэта Анна (от брака с графиней Ботмер) писала сестре, что отец, пребывая в состоянии страшного горя, даже «не пытается преодолеть его или скрыть хотя бы перед посторонними». Тургенев , встретивший Тютчева весной 1865-го, рассказывал о безжизненном голосе поэта; его одежда была «промокшею от падавших на неё слёз» .

По словам Георгиевского, Фёдор Иванович постоянно терзался из-за чувства вины перед Денисьевой и беспрестанно вспоминал о том «фальшивом положении, в которое её поставил» . Поэту были мучительны мысли о том, что он не выполнил одну из просьб возлюбленной и не выпустил посвящённый ей сборник стихов .

Судьбы детей

После смерти Денисьевой её дочь Елена жила в частном пансионе; младших - четырёхлетнего Фёдора и новорождённого Николая - забрала к себе тётка Анна Дмитриевна. Весной 1865 года Елена и Николай заболели чахоткой; они умерли в начале мая. Уход детей, как признавался Тютчев в одном из писем, «довёл его до совершенной бесчувственности» :

Попросив старшую дочь Анну забрать к себе Фёдора, поэт направил ей 15 200 рублей; доход с капитала должен был поступать «на содержание сына в учебном заведении».

Денисьевский цикл

Созданный Тютчевым денисьевский цикл - это, по определению литературоведа Бориса Бухшаба , «роман в стихах» , в котором, согласно законам жанра, есть пролог, кульминация и финал. В произведениях, вошедших в него, прослеживается развитие конфликта, в котором, с одной стороны, обозначена драма любящих, но разлучённых людей; с другой - показано их столкновение с «лицемерной моралью толпы» .

Цикл открывается стихотворением «Не раз ты слышала признанье…» (1851); замыкает его «Две силы есть - две роковые силы…» (1869). Если первое представляет собой тонкое, интимное признание, адресованное любимой женщине, то в последнем, написанном через восемнадцать лет, присутствует жёсткий вызов обществу, бесчеловечному людскому суду, вынесшему приговор «гордо-молодой силе», которая отчаянно вступила в «неравный бой» с угрозами, бранью и клеветой .

Образ лирической героини денисьевского цикла с годами менялся, однако неизменным оставалось то бездонное чувство, которое она несла в себе: «Ты любишь искренно и пламенно, а я - / Я на тебя гляжу с досадою ревнивой» . Поэт сравнивал возлюбленную с непокорной волной, которая ничего не боится: «Будь же ты в стихии бурной / То угрюма, то светла, / Но в ночи твоей лазурной / Сбереги, что ты взяла» . Когда же свет начал громко осуждать «незаконную любовь» Денисьевой, поэт откликнулся на скандал строчками: «Толпа вошла, толпа вломилась / В святилище души твоей…»

Одно из самых реалистичных стихотворений цикла - «Весь день она лежала в забытьи…», в котором «с пугающей правдой» рассказывается об уходе возлюбленной из жизни. Поэт воспроизводит обстановку, сосредотачивает внимание на деталях, вспоминает произнесённую героиней последнюю фразу .

Картина оборвана мучительной судорогой смерти. И как вопль души, заключающие строки поэта: О, Господи!.. и это пережить
И сердце на клочки не разорвалось…

Литературоведы сравнивали денисьевский цикл с «Анной Карениной », видя в стихах Тютчева «живой протест против лицемерия и жестокости моральных законов общества». В то же время трагический накал любви, противостоящей «страшному миру», близок к историям о Паоло и Франческе , Лейле и Маджнуне , Ромео и Джульетте .

Примечания

  1. , с. 145.
  2. , с. 285.
  3. , с. 146.
  4. , с. 284.
  5. , с. 286.
  6. , с. 147.

© 2024
siamkem.ru - Люди и знаменитости