07.12.2023

Асмолов, Александр Григорьевич - Оптика просвещения: социокультурные перспективы = Optics of enlightening: sociocultural perspectives. Александр Асмолов


Вадим Петровский, профессор факультета психологии НИУ ВШЭ, член-корреспондент РАО

В своих работах известный психолог Александр Асмолов выступает как интересный методолог, рассматривающий психологию как науку о различных формах изменчивости человека и общества. В книге «Оптика просвещения: социокультурные перспективы» он говорит о множественности миров человека, то есть не просто многомерности человека, но его многомирности. И книга в полной мере показывает многомирность ее автора, в ней он рисует образ себя в культуре, в социуме, в науке, это портрет того культурного пространства, в котором жил и живет Асмолов.

О книге «Оптика просвещения: социокультурные перспективы» Александра Асмолова - академика РАО, заведующего кафедрой психологии личности МГУ, директора Федерального института развития образования - нельзя рассказать в двух словах, как и нельзя кратко описать личность ее автора. Лучше всего просто заглянуть в этот труд, почувствовать его дух, атмосферу, идейный строй и пафос. Могу только сказать, что в этой книге автор выступает как настоящий новатор - новатор по предмету своих разработок и поиску форм, в которых его новаторское мышление может быть реализовано в социуме.

Образование, школа в «Оптике просвещения» интересны для автора как связь между личностью и обществом, его привлекает все инновационное во взаимоотношениях между социумом и человеком. Предмет его разработок - это поиск путей тотального обновления и гуманизации миропорядка. Размышляя в книге над проблемами современного российского образования, механизмах его модернизации, он на разных примерах иллюстрирует идею «ненаходимости образования вне культуры, эволюции и свободы».

Все годы, на протяжении которых я знаком с автором книги, он исследует индивидуальность человека, но одновременно предметом его исследований является общество, перспективы его движения и развития.

В своих работах Александр Асмолов выступает как интересный методолог, рассматривающий психологию как науку о различных формах изменчивости человека и общества. В «Оптике просвещения» он говорит о множественности миров человека, то есть не просто многомерности человека, но его многомирности. И книга в полной мере показывает многомирность ее автора, в ней он рисует образ себя в культуре, в социуме, в науке, это портрет того культурного пространства, в котором жил и живет Асмолов. На мой взгляд, это превосходная, в равной мере научная - и страстная публицистическая книга.

Я более 300 раз выступал оппонентом на защитах диссертаций, и помимо классических слов - актуальность, практическая значимость, новизна, иногда возникает необходимость сказать нечто иное, чем то, что требует ВАК. Очень редко, но бывает, что научная работа являет собой вклад в культуру, когда сам по себе научный трактат выступает как некая совокупность идей, работающих в реалиях современной культуры. И именно такой работой является данная книга.

«Оптика просвещения» - многоязычное произведение, включающее стихи, прозу, публицистику, философию, историю, политику, культурологию, психологию. Поиск общего языка позволяет представителям разных традиций и школ услышать друг друга. По счастью, текст Асмолова написан не искусственным, безвкусным академическим языком, заранее упрощенным под будущий перевод на английский. Перед нами яркий, образный, ясный русский язык, родная речь для тех из нас, для кого личность и образование - не звук пустой. Он владеет словом - это и раньше хорошо было известно тем, кто читал его стихи. «Не примирить мне двух послов, слова без смысла, смысл без слов»… «Всегда найдется маленький Дантес, и Гончаровой Пушкин надоест»…

Эта книга - особое слово в культуре и новое слово в поэтике образования, символ «культуры достоинства», о которой пишет Асмолов, в противоположность пронизывающей российскую школу доктрине адаптации. В своей работе он не только пишет о неадаптивности как ключевой силе социального движения, но он сам являет собой то, о чем пишет. Он сам яркий «неадаптант». В отличие от людей, живущих завтрашним днем и упускающих настоящее во имя того, что будет упущено в будущем, Асмолов всецело принадлежит настоящему. Он присутствует здесь и теперь, и не просто теоретизирует, он действует, творит то, к чему, быть может, рано или поздно, придется адаптироваться тем, у кого приспособление в крови. Его работы - ярчайший пример предвоплощения будущего, потому как они уже здесь и сейчас его формируют.

Четыре удовольствия от «Оптики просвещения»

Людмила Мезенцева, младший научный сотрудник ИГИТИ имени А.В. Полетаева НИУ ВШЭ

«Оптика просвещения» - книга не на один вечер, это не «метрошное» чтиво - 450 страниц, совсем не карманный вариант. Скорее это произведение искусства, которым приятно насладиться.

Первое, на что обращаешь внимание, взяв в руки книгу, - форма исполнения. Труд редакторов, художников, оформителей, работавших над книгой, нельзя не отметить: радуют глаз прекрасные иллюстрации, коллажные зарисовки, оригинальная верстка, высококачественная полиграфия.

Второе по предъявленности читателю - и главное - достоинство: собственно содержание.

В фокусе внимания автора - не просто ученого, но образовательного управленца с огромным стажем, в советские годы главного психолога Гособразования СССР, а в 1990-е - заместителя и затем первого заместителя федерального министра образования - находятся события и процессы в сфере образования, происходящие на наших глазах, в которых мы принимаем участие, не всегда успевая понять, что происходит. Экскурсы в историю отечественной психологической и педагогической мысли, воспоминания и наблюдения за учителями и коллегами сплетены в книге с анализом актуальных событий и решений в области российской образовательной политики последних десятилетий. Автор предлагает «отрефлексировать реальные исторические моменты и шансы образовательной политики», дабы не стать заложниками политических процессов, в частности «предвыборных цунами», какие прокатились по стране в 2011-2012 годах. Асмолов предъявляет к образованию высокие требования, он видит его как «уникальный историко-эволюционный механизм восхождения к разнообразию».

Для автора «Оптики просвещения» вопросы толерантности, инакомыслия, свободы и независимости всегда выходили за рамки академической дискуссии. Он рисует психологической портрет фанатизма, так что возникает легкая тревожность и подспудное желание пристальнее всмотреться в эту картину, чтобы не пропустить момент превращения в манкуртов из романа Чингиза Айтматова «Буранный полустанок». В каждом из трех разделов книги - «Социокультурность», «Вариативность», «Толерантность» - речь идет о взаимосвязи личности и культуры, об индивидуальности в культуре, о способах ее развития, сохранения и отстаивания, так как, по мнению автора, «индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают".

Третье, чего нельзя не заметить, - стиль, язык изложения. Это еще одна грань таланта Асмолова - поэта, сделавшего когда-то выбор в пользу психологии, не закрепощенного рамками академического языка.

И еще одна особенность книги - юмор, дающий о себе знать уже на первой странице. «А на фига!?», или обнаженные смыслы» - с этого риторического вопроса-эпиграфа начинается знакомство читателя с личностью и индивидуальностью автора этих 450 страниц. Поскольку юмор сочетается с энциклопедичностью, глубиной познаний автора в области психологии, философии, истории и других наук, удовольствие от книги получит даже самый взыскательный читатель.

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

В издательстве «Просвещение» состоялась презентация книги директора Федерального института развития образования Александра Асмолова «Оптика просвещения: социокультурные перспективы».

На презентацию собрался круг людей, которых вряд ли удастся увидеть вместе на любом другом мероприятии.
Среди них и политики, в разные годы участвовавшие в принятии ключевых для государства решений, - Геннадий Бурбулис, Илья Ломакин-Румянцев, Андрей Свинаренко, и представители психологической и педагогической науки - Вадим Петровский, Шалва Амонашвили, Александр Кузнецов, и известные мастера образовательной политики - Ефим Рачевский, Евгений Ямбург.

Поскольку многие из присутствующих, как часто бывает на такого рода мероприятиях, не успели прочитать книгу, получив ее только на входе в издательство, разговор получился не столько о ее содержании, сколько о личности автора.
Сначала говорил сам Асмолов, затем по очереди - все собравшиеся. Результат - удивительная смесь высоких философских обобщений и бытовых, порой анекдотических историй, научных истин и стихотворных цитат (проще перечислить тех поэтов, стихи которых не звучали), размышлений о судьбах страны и объяснений в любви виновнику торжества. Любви, конечно же, взаимной: как сказал Александр Григорьевич, многие из собравшихся здесь - не просто соавторы идей и мыслей, но и «соавторы моей жизни»: «Концепция персонализации, разработанная Вадимом Петровским, основана на том, что личность - это те вклады, которые мы делаем друг в друга. И когда я смотрю на вас, то думаю: сколько же вы все в меня вложили!»

…9 января 1992 года министр образования РФ Эдуард Днепров пришел к первому вице-премьеру Геннадию Бурбулису и предложил назначить Александра Асмолова, уже успевшего поработать главным психологом Гособразования СССР, своим заместителем. «Психолог?» - спросил Бурбулис. - «Психолог», - ответил Днепров. - «Тот, который книжку «Психология личности» написал?» - «Написал». - «А что ему делать в административной системе?» - «Он нам по культуре должен помочь». - «По культуре? Ну, пусть помогает». Так начался путь Александра Асмолова в публичную политику.

Зачем ученые на определенном этапе своей жизни приходят в систему администрирования, «садятся на административную галеру»? Отнюдь не в погоне за социальным статусом. Просто они хотят, чтобы их идеи органично вошли в историю культуры, оказали воздействие на развитие общества через развитие государства. Когда же удается через административную систему - а другого способа управления никто не придумал - «подтолкнуть культуру от культуры полезности к культуре достоинства», находишь оправдание своим действиям. При этом есть опасность сдвига мотива на цель, когда статус неожиданно и незаметно для человека становится самоцелью. Тогда перестаешь быть и ученым, и управленцем, а начинаешь проектировать комфортные программы выживания, но не развития.

Так Асмолов, спустя годы, объясняет свое «хождение во власть» и ни о чем не жалеет - ведь он, как и некоторые другие его коллеги-ученые, всегда оказывался, образно говоря, выше своего социального статуса. Расстаться с властью для таких людей не составляет труда: история ухода Асмолова с должности первого заместителя министра образования, рассказанная президентом издательства «Просвещение» Александром Кондаковым, свидетельствует об этом как нельзя лучше. Осенью 1998 года, отказавшись работать в Минобразовании под руководством считавшегося ставленником коммунистов Владимира Филиппова, покидая кабинет в здании на Чистых прудах, Александр Григорьевич прихватил с собой несколько книг и двухметровый макет дождевого червя, подаренный биологом Дмитрием Кавтарадзе (также присутствовавшим на презентации книги). Вахтер принял этот макет за ковер и тут же позвонил Филиппову: «Асмолов выносит министерское имущество!..»

«В 1998 году ко мне пришел ученый, профессор и начал объяснять, что в стране просто необходима федеральная целевая программа «Толерантность», - вспоминал Андрей Свинаренко, в те годы первый заместитель министра экономики РФ, а ныне заместитель председателя правления «РОСНАНО». - И настолько убедительным, ярким, подкупающим с первой минуты общения был этот человек, что программа появилась. Он и сейчас поражает людей своими знаниями и эрудицией, умеет их убеждать и делать своими союзниками». «Когда возникает серьезная научная или методологическая проблема, мы зовем Асмолова и включаем диктофоны, - сказал Александр Кондаков. - После этого формулируются идеи, которые материализуются в проектах, реализуемых сейчас по всей стране».

«Оптика просвещения» - тяжелый фолиант, 450 страниц, с диковинным космическим коллажем на обложке. В книге три раздела: «Социокультурность», «Вариативность», Толерантность». Последние главы каждого раздела объединены в отдельные блоки под рубрикой «Обнаженные смыслы». Таких блоков соответственно три: «Детство», «Образование», «Личность».

«Мы получили автора, который много сделал и для «Просвещения», и для просвещения в более широком контексте. В этой книге излагается история психологической и педагогической мысли, но главное - автор показывает, как материализовалась идея социокультурной модернизации, какие научные, методологические и иные основания лежат в основе его работы в последние десять-пятнадцать лет. Много говорится о крупнейших ученых нашего времени, о его учителях», - эти слова Александра Кондакова, пожалуй, можно считать сознательно упрощенной аннотацией, отражающей содержание книги. Как рождалась эта книга - отдельная история. Мало было написать текст и отдать его в издательство - потребовалось, по выражению автора, «уникальное долготерпение» издательства «Просвещение» и особенно тех редакторов, которые помогали работать над книгой: подбирали иллюстрации, создавали макет. Ведь Асмолов принадлежит к числу тех авторов, которые по десять раз все переделывают и передумывают.

По определению самого Александра Григорьевича, «Оптика просвещения» - «это смесь всего: и жизни, и поэзии, и попыток создания подхода к образованию, и того, что в буквальном смысле является свободой». Образование в книге - «уникальный историко-эволюционный механизм восхождения к разнообразию», «образования нет вне культуры, эволюции и свободы». Множество сюжетов в книге посвящено учителям - тем, у кого в широком смысле слова учился сам автор. На одной из первых страниц - портреты российских психологов: Выготский, Лурия, Леонтьев, Эльконин, на следующей - зарубежные психологи, с которыми они полемизировали: Пиаже, Толмен, Бартлетт, Брунер. Листаешь книгу дальше - и перед тобой Бахтин и Библер, Вавилов и Вернадский, Лютер, Чаадаев, Галич…

Наверное, «Оптику просвещения» будет сложно перевести на другой язык, даже сложнее, чем поэзию - виной тому особый стиль Асмолова: поток ассоциаций, неожиданные аллюзии и словесные конструкции, броские подзаголовки, нагромождение цитат ученых и поэтов разных эпох. Пока на английский в книге переведено лишь оглавление - например, заголовок «Комплекс полноценности» переводится как The James Bond complex. Да и как перевести само название книги? «Некоторые коллеги спрашивали: это про очки? Да, про очки», - отвечает Асмолов. - «Про очки философские, методологические». Вадим Петровский разглядел в стиле Асмолова «природную спонтанность и неостановимость»: «Я тебя слушаю, ну это же невозможно, хочется присоединиться к этому потоку, быть с ним постоянно». «Асмолов сочетает в себе разные способы познания мира: научный - через категории и поэтический - через метафоры», - продолжил мысль Евгений Ямбург. - «Это сочетание органично, поэтому оптика получается стереоскопической».

«Это не та книга, которая читается за ночь, обливается горячими девичьими слезами и кладется под подушку - тогда спать не будешь», - сказал Михаил Богулавский. - Ее нужно читать в непростые минуты по строчкам, по страничкам». «От корки до корки ее прочитать невозможно, да и бессмысленно это делать», - согласился Ефим Рачевский. - «Хорошо ее держать на столе и периодически к ней возвращаться. На этой книге можно гадать: что ни строчка, то мощный ассоциативный ряд. И она вполне подойдет для экранизации - можно снять фильм любого жанра, трагикомический мультик или нечто эпохальное, все зависит от того, каким будет сценарий».

Вот еще фрагменты из выступлений участников презентации:
«То, что Саша делает, о чем он мечтает и говорит, - все есть его призвание, его предназначение одухотворять действительность вселенскую и нивелировать ценностные смыслы. А в этой сфере жизнетворчества ни одно мгновение не бывает бесполезным».
(Геннадий Бурбулис, проректор Международного университета в Москве).

«Асмолов - тот лидер, за которым стоит педагогическая традиция, социальное явление, которое мы называем современной педагогикой, инновационной педагогикой, культурно-историческим и деятельностным подходом. Асмолов являет собой то, о чем он пишет и говорит: он сам и есть деятельность, толерантность, творчество, а не рассказы про них».
(Александр Адамский, научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика»).

«Я знаю Александра Григорьевича с 1992 года и в отношении к нему прошла путь, которого у меня в жизни никогда не было: от неприятия сначала к приятию, затем к интересу и, наконец, к любви».
(Елена Соболева, директор Департамента образовательных программ «РОСНАНО»).

Можно по-разному относиться к Асмолову как ученому, администратору и общественному деятелю - известно, что у него и сегодня есть непримиримые оппоненты и в научной среде, и среди представителей образовательного бомонда. Но нет сомнений, что сама личность Асмолова, его мужество, его фирменный стиль сводят на нет научные и любые другие разногласия. Коллеги-психологи упрекали Асмолова, что в своих научных работах он разграничил теорию установки и теорию деятельности, на что Вадим Петровский еще в 1977 году отреагировал экспромтом, который охотно продекламировал на презентации «Оптики просвещения»:
- Асмолов оторвал
Деятельность от установки…
Меж тем как истина в стыковке,
А не в разрыве двух начал…
Но даже если, отрывая,
Асмолов чуточку приврал,
Мы, - восхищенья не скрывая:
«Вот это да!
Вот это оторвал!»

«ОПТИКА ПРОСВЕЩЕНИЯ: социокультурные перспективы» (Издательство «Просвещение», 2012)

Уважаемые коллеги. Читая с карандашом в руках, сделал эти выписки, которые, быть может, окажутся интересны и Вам. (А.Чургель)

Из теории А.Н. Северцова об изменении образа жизни как основе прогресса эволюционирующих систем вытекает, что именно в системе элемент приобретает ресурс роста разнообразия – возможность для вариативности.

В.А. Вагнер обнаружил следующую закономерность эволюции: чем выше развито то или иное сообщество, тем большую вариативность имеют входящие в него особи.

Необходимо учитывать … работы, в которых воображение рассматривается как эволюционный механизм создания индивидуальностью новых миров, опробования новых путей развития.

Поскольку индивидуальность, своим бытием несущая в культуру вариативность, разнообразие, творчество, вольномыслие и прочий «хаос» - основной разрушитель тоталитаризма и заклятый враг централизованной системы.

Как правило, стрелка барометра ксенофобии начинает …смещаться тогда, когда нарастание социально-экономической нестабильности в обществе пробуждает национальные и религиозные предрассудки, унаследованные исторической памятью народа и ждущие в коллективном бессознательном своего часа… В периоды социальных катаклизмов и экономических кризисов, политической и интеллектуальной конкуренции фанатичные предрассудки могут как стихийно оказывать влияние на поведение людей, так и преднамеренно употребляться различными лидерами и группами для достижения своих целей.

Нынче мы находимся в уникальном котле варящихся мировоззрений – они могут прорасти, а могут бесследно сгинуть.

Сегодня у нас дефицит поставщиков изменений.

Проанализировав модели успеха, практикуемые у нас сегодня, прежде всего необходимо осознать, что мы – страна, влюбленная в кризис, влюбленная в неудачи; такая страна всегда - слепая… Социальная политика России сегодня – это прямое бегство от ценности успеха….

Нельзя работать с молодежью, как с собакой, которая выделяет слюну… Если молодежь не будет воспринимать соцсоревнование или любой другой вид конкуренции как главную модель успеха, то мы перейдем к солидаристической культуре…где в спектакле нет финала, и это прекрасно, где нет логики выживания, где главная логика – Жизнь….

Мало того, что сегодня в своем государственном строительстве страна идет по модели влюбленности в неуспех – мы еще и подталкиваем к этой модели молодежь, оснащаем нашу культуру бюрократическими органами работы в неуспешной ситуации. Например, Министерство социальной защиты – мы только защищаемся, а не развиваемся… Нам нужен кризис! Все властные структуры мы делаем кризисными.

В этом смысле мы имеем сейчас абсолютно локальные манипуляционные проекты: движение «Наши». «Местные» и прочее. Масштаб их мал…, а идея предполагает непременно «не наших» и «не местных», т.е. врагов. Такой мотивационный абсурд и поведение этих групп приводят к тому, что власть сама множит себе оппозицию.

Пора раз и навсегда осознать, что воздержание от обсуждения проблем патриотизма и русского языка в государственной политике приводит по меньшей мере к трем ошибкам – политической, психологической и исторической.

В современном мире конкурентоспособность стран с постиндустриальным уровнем развития определяется доступностью и качеством образования…. Даже беглый анализ места и функций сферы образования в российском обществе показывает, насколько тезис о приоритетности образования расходится с социальной действительностью.

В результате общество спрашивает с образования не только и не столько за его вклад в обучение детей, сколько за те негативные эффекты, которые являются следствием дефектов всех институтов социализации…. Если государство и общество по отношению к образованию явно или неявно занимают социальные позиции потребителя и клиента, то взаимодействие между ними и образованием устанавливается по принципу прагматичного обмена («ты – мне, я – тебе»). Вследствие этого складывается оппозиция «мы – они», затрудняющая отношения социального партнерства между бизнесом, семьей, обществом и государством. В этой социально-исторической ситуации и нарастают риски формирования общества негативной идентичности, представленного поколением, «не знающим родства» .

Подростки, отвечая на вопрос о том, какое отношение в современной России распространено к национальным, этническим, религиозным и языковым меньшинствам, на первое место поставили агрессивный национализм (18,6%), затем расизм (17,1%), дискриминацию (16,4%), насилие (14,7%), нетерпимость (14,4%), терроризм (13,4%). Только около 2% подростков считают, что ни одно из перечисленных явлений не распространено по отношению к указанным меньшинствам. Поразительно высок и процент школьников, которым безразлична эта проблема (28,2%). Настораживает также тот факт, что более трети опрошенных подростков с безразличием относятся к любым неформальным молодежным группам, в том числе и к скинхедам.

Культура достоинства гораздо более готова, чем культура полезности, к преодолению социальных катаклизмов, выходу из кризисов в драматическом процессе человеческой истории… Культуре полезности не нужны личности и науки, ориентированные на то, что стоит за каждой личностью – изменчивость, вариативность, непредсказуемость. …Одна из травм, нанесенных культурой полезности нашему сознанию, как раз в том и заключается, что ценности личности не оцениваются как путеводная нить, способная вывести общество из кризиса…

С.181. Культура, ориентированная на полезность, как всегда, стремится к равновесию, к самосохранению, всегда озабочена тем, чтобы выживать, а не жить. Культура полезности как-то приспосабливает одаренность к себе, «натаскивая» ее на исполнение внешне заданной жизненной роли. Именно поэтому главный, определяющий атрибут культуры полезности – культ всевидящего и всенаправляющего центра…

Мир развивается прежде всего постольку, поскольку находятся системы, поддерживающие индивидуальность, поддерживающие вариативность… Любые разговоры об образовании как о селекции к усреднению – это не просто ошибка…Образование стало – как это ни парадоксально – уникальным социогенетическим механизмом (и это резко я говорю впервые), либо поддерживающим вариации, либо гасящим их… Образование сегодня – это система безопасности России… Перед нами – осознанный процесс «вымывания мозгов»…

В результате и происходит, по меткому замечанию классика культурно- деятельностной психологии А.Н. Лонтьева, обнищание души при обогащении информацией… обучение в школе – это снабжение ответами без поставленных учеником вопросов…

Грустные последствия сведения сути личности к ее индивидуальным знаниям и переживаниям трудно переоценить. Одним из последствий такого понимания является подмена в школе воспитания обучением, иллюзия о том, что воспитать – значит объяснить….Вера, совесть, честь, бессовестность – все это смысловые установки личности, которые формируются в деятельности, в делах и поступках, а не достаются в наследство от родителей и не передаются посредством самых правильных слов… А это значит, что … никакими инструкциями, объяснениями глубинные смысловые установки личности перестроить нельзя.

Одним из путей к разгадке «японского чуда» являются те резкие изменения в системе образования, которые имели место в послевоенной Японии…. Соединенные Штаты Америки начала 1960-х годов. Среди американцев, потрясенных первыми полетами русских спутников, приобретает популярность шутка: «Или мы срочно должны заняться физикой и математикой, или нам всем придется… учить русский язык»… По признанию американских специалистов, в совершении качественного скачка США в области точных и естественных наук немалую роль сыграла программа поиска одаренных детей «Мерит».

В старой австрийской армии был специально введен орден Марии Терезии для награждения тех, кто добился успеха вопреки приказу.

Наша беда заключается в том, что мы создавали и внедряли предустановленные концепции воспитания «конечного человека», игнорирующие то обстоятельство, что нравственные качества человека порождаются процессами развития линии человека в контексте совместного потока деятельностей… выбора своего собственного «Я»… Воспитание – это именно выделка личности, а не «формовка». У нас же воспитание было скорее «формовкой».

Чаще всего правительство России работает, как «всадник без головы», ибо культивирует управление без мотивации, управление без идеологии… У нас полная глухота не просто к воспитанию, а вообще к мотивации человеческой жизни.

Ведущие психологи и педагоги России не раз подчеркивали, что главная задача школы – УЧИТЬ УЧИТЬСЯ. Но их голоса были слабо услышаны… Развитие способности к обучению ученика начинается с развития способности к обучению учителя.

Мы с вами можем придумывать любые системы, но педагогика должна перейти от систем к судьбам… Развитие свободной личности – это обеспечение духовной эволюции личности. Свободный человек – это такой человек, которым трудно управлять. Свободный человек тот, кто имеет свою нравственно-целую позицию. Свободный человек выше адаптации. Он живет «поверх барьеров» (если использовать поэтический троп Пастернака»). Педагогика сотрудничества – педагогика ращения личности поверх барьеров…это – педагогика гражданского общества, поскольку гражданское общество состоит из личностей, а не из роботов, не из конформистов или адаптантов. .. Сегодня управленческие отношения, отношения между обществом государством и образованием строятся в опасной логике обмена, а не сотрудничества.

Отношения к образованию должно определяться тем, что оно играет в обществе уникальную роль – роль раствора культуры. В этом контексте педагокика сотрудничества – это … проект строительства в нашей стране гражданского общества. ..а сфера образования – ключевая интеллектуальная и ценностно-духовная сфера жизни общества, которая ведет за собой развитие общества и определяет ценностные горизонты нашей культуры.

Мы играем почти по всей стране в Единый государственный экзамен (ЕГЭ), подменяя, как это обосновал Д.Б. Эльконин, грубым отбором, построенным на оценке репродуктивного воспроизведения стандартных знаний, столь необходимую нашей школе диагностику развития личности и обеспечения контроля за ходом развития школьника. .. стратегия воспитания подрастающего зависит от решения такого «простого» вопроса, как вопрос о проектировании идеологии общества, то есть о политическом моделировании образа потребного будущего России.

Формула «научить учиться» становится главной стратегией в жизни школы. Проектировать универсальные учебные действия ….это значит… не превращаться в репродуктивных хомяков, которые за щеками носят знания.

Начальная школа – это школа, в которой у ребенка рождается главное новообразование – вера в себя. Если мы не добьемся этого, то… мы и дальше будем плодить невротиков, тех, кто не доиграл в детстве.

Моя мечта, ради которой я вместе с коллегами участвовал в разработках образовательных стандартов нового поколения, состоит в том, чтобы появилось поколение людей, не знающих страха, в том числе страха перед властью…Чтобы народились люди перспективы, а не ретроспективы.

С. 325. У нас сегодня сложилась следующая ситуация: государство хаотически ищет, куда, к каким идеалам идти. Оно мечется между различными моделями тоталитаризма, религиозного государства и эмбрионами либеральных сценариев развития общества…Первый и серьезный риск, которого следует избежать, - это монополизация духовности той или иной конфессией… Но духовность и религиозность – это «две большие разности».

Шок настоящего – драма отставания учителей от учеников в области овладения информационными технологиями…но…Любая «догоняющая модернизация» образования опасна тем, что сама по себе установка «догнать и перегнать» другие страны сужает возможности прогнозирования будущего из-за такого социально-психологического синдрома, как синдром «гипноза спины». Суть этого синдрома состоит в том, что человек, видящий перед собой спину бегущего впереди соперника, неизбежно повторяет его ходы и ошибки. В результате человек оказывается «слепым» по отношению к другим сценариям развития будущих событий в ситуации «шока настоящего»… Поэтому перед нами стоит задача проектирования такого варианта образования, в котором бы личность воспринимала перемены как норму и не переживала «шока настоящего».

Отношение школы к одаренным детям, впрочем, как и к детям с трудностями развития, - это своего рода лакмусовая бумажка готовности любой национальной системы образования к переменам, к тем вызовам, которые предъявляет к системам образования общество… В условиях информационной социализации будет нарастать вероятность появления целого поколения интеллектуальных акселератов….Только преодолев разобщенность представителей различных профессиональных сообществ – учителей, педагогов вузов, ученых, предпринимателей, управленцев и политиков, мы сумеем полноценно решить задачу по созданию национальной программы «охотников за головами».

У детей стали нарождаться особые социальные нормы- «нормы доноса» на своих родителей. И получается, что вместо «возлюби ближнего своего…» мы строим в сознании целого поколения детей и подростков совсем иную заповедь: «донеси на ближнего своего»…

В тоталитарных культурах образование унифицируется, порождается «строевая педагогика», а в культурах, нацеленных на свободу, растет разнообразие образования, и тогда образование выступает как механизм поддержания эволюционного разнообразия общества….Вариативность и стандартизация в образовании не должны противоречить друг другу, это две стороны одного процесса.

…никогда не надо ставить перед кошками собачьи задачи. Но мы действуем как раз в этой логике, когда молимся рейтингам, переводя тесты из одной культуры в другую.

Надо искать вариативы, выходя за пределы привычных схем и представлений. Только так у нас появится видение перспектив, основа движения к будущему – к обществу «единства разнообразия».

…вариативность образования – лакмусовая бумажка колебаний регресса и прогресса в образовании, мерилом того, имеем ли мы дело с модернизацией образования или с игрой в модернизацию, за которой стоит возврат к поголовной стандартизации образовательных программ и обезличиванию подрастающих поколений.

Все эти линии развития практической психологии как методологии вариативного образования – это не только история, а сегодняшний и, все еще надеюсь, завтрашний день образования России…

Как объяснить управленцам смертельную опасность профилизации школы, ограничивающую профессиональную и социальную мобильность личности?

В учебниках и образовательных программах преобладает изложение истории развития человечества, разных стран и цивилизаций как истории конфликтов, войн, что невольно способствует формированию оценки силовых способов решения конфликтов как социальной нормы.

14.02.2013 г. в издательстве«Просвещение» состоялась презентация книги директора ФГАУ «ФИРО», академика РАО, доктора психологических наук Александра Асмолова «Оптика просвещения: социокультурные перспективы» , изданной в 2012 г. Автор представлял книгу в том же зале издательства «Просвещения», в котором восемь лет назад он вместе с коллегами начинал разрабатывать новые стандарты российского образования.

«А ваша книга - про очки?» не раз спрашивали Александра Асмолова. И он неизменно отвечал: «Да, про очки. Только про философские, методологические».

Собравшиеся в аудитории Шалва Амонашвили, Мария Антонова, Ольга Богомолова, Геннадий Бурбулис, Татьяна Галишникова, Галина Заходер, Илья Ломакин-Румянцев, Александр Кондаков, Вадим Петровский, Андрей Свинаренко, Елена Соболева, Евгений Ямбург и другие коллеги, по словам Александра Асмолова, не только соавторы его идей, мыслей, а в буквальном смысле этого слова соавторы его жизни. Недаром доктор психологических наук, профессор ГУ-ВШЭ Вадим Петровский считает, что личность - это сумма того, что мы вкладываем друг в друга.

Именно поэтому «Оптика просвещения» очень личная, разная по статьям и смыслу и полна страстных сюжетов, связанных с любовью к учителям, историй из жизни, и стихов. Автор дерзко соединяет несочетаемое: детские стихи и подробный анализ восхождения к разнообразию, как наша жизнь связана с историко-эволюционной психологией и культурно-исторической педагогикой.

Контрапунктом звучит мысль, что образования нет вне эволюции, свободы и культуры, более того, оно - полное ее порождение. В книге три раздела: социокультурность, вариативность и толерантность. Первый «А на фига?, или Обнаженные смыслы» начинается со строк Андрея Вознесенского, у которого Александр Асмолов тоже учился. Несмотря, что они были написаны в 63 году, они, действительно, звучат современно. «В образование нельзя прийти просто так, а только прийти навсегда, чтобы им дышать и жить, и обрести навигацию и ориентиры, а для этого нужно обнажить смыслы, - объясняет Асмолов. - Мне всегда мечталось увидеть образование как уникальный историко-эволюционный механизм восхождения к разнообразию».

В разделе «Дневниковые записи. Люди и цели» автор объясняет, почему, думая, что он никогда не уйдет из психологии, и будучи влюбленным в Алексея Леонтьева, решил вдруг «поплавать на административных галерах».

«Охоту на ведьм: исторический опыт интолерантности» написали Мария Тендрякова, Марина Гусельцева и Александр Асмолов вместе. Они пытались проанализировать движения так называемого маятника цивилизации, от траектории которого зависит, сталкиваемся ли мы с ксенофобией, с тоталитарными культурами, геноцидом, или же свободой и культурой достоинства. В одном визуальном ряду - портреты Галилео Галилея, Джордано Бруно и Андрея Сахарова.

Другая глава посвящена псевдопатриотам. Асмолов противопоставляет «Интернационалу», самой конфликтогенной песни, по его мнению, стихотворение «Господина Искариотов» Пьера Беранже, который еще в XVIII веке предостерегал от фарисеев любого толка. Безусловно, маятник исторической мотивации качается от конфликтов к взаимопомощи, но «Оптика просвещения» о том, что главная движущая сила вовсе не конфликт. Если слова Льва Выготского о том, что именно обучение ведет за собой развитие, считать рефреном книги, то ее основные темы - социокультурное проектирование образования как ключевого механизма восхождения к разнообразию личности как истории отклоненных альтернатив. В выступлении звучали мысли о том, что образование, личность, культура достоинства, свобода и любовь - символ нашей эпохи.


© 2024
siamkem.ru - Люди и знаменитости